Кремль и Белый дом разошлись в вопросе создания системы интернет-петиций
Между правительством и администрацией президента возникли разногласия по вопросам создания базы для «Российской общественной инициативы» (РОИ) — инструмента по учету интернет-петиций. Кремлю не нравится выбранный кабмином механизм работы группы, которая будет проводить экспертизу петиций, а также объявленный Миникомсвязи конкурс на создание специального портала.
Путин поручил создать условия по организации площадки для официальных интернет-петиций к середине апреля. 1 февраля первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин и помощник президента, экс-министр связи Игорь Щеголев представили главе государства предложения по реализации РОИ на региональном и муниципальном уровне. Предполагается, что на федеральном уровне, в субъектах РФ и муниципалитетах с населением более 2 млн человек петиция, для того, чтобы ее рассматривали, должна собрать 100 тыс. подписей, в остальных населенных пунктах — подписи более 5% жителей.
23 августа премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию РОИ. В ней сказано, что к рассмотрению не будут приниматься анонимные инициативы, инициативы экстремистского характера и противоречащие Конституции, а также вопросы, которые не могут выноситься на референдум по ст. 6 закона «О референдуме». Идентификация инициатора предложения проводится с использованием «Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА). За год инициатива должна собрать не менее 100 тыс. подписей.
Рассматривать петиции будет рабочая группа при комиссии кабмина по координации «Открытого правительства», которая передаст материалы для внесения аконопроектов в Госдуму, принятия постановлений или проектов распоряжений и указов — президенту. В группе будет 20 человек, состав объявят до конца февраля. Тогда же февраля завершится тендер для определения IT-оператора, который разработает сайт для РОИ.
Однако источник, близкий к администрации президента, сообщил «Коммерсанту», что Кремль не вполне устраивает разработанная концепция, поскольку она «выходит за рамки указа Путина», придав чрезмерные функции правительственной комиссии.
«Механизм, предложенный правительством, мягко говоря, странный, поскольку рабочая группа из чиновников может завернуть инициативу, под которой поставили подписи 100 тыс. человек. А с Думой коммуникация на эту тему, несмотря на то что Медведев об этом говорил, не происходит»,— заявил в свою очередь член парламентского комитета по информационной политике Роберт Шлегель. «Я не знаю, как стоит поступить с политическими инициативами, возникновение которых также нельзя исключать. Поручить их правительству? Но это не совсем его компетенция», - говорит глава Фонда развития гражданского общества, бывший руководитель управления внутренней политики президента Константин Костин. «Есть опасения, что процесс примет бюрократический характер и затянется там, где надо реагировать на запрос общества быстро. Поэтому общественности надо придать более значительную роль. Во всяком случае, передать рассмотрение на более независимую площадку, межведомственную комиссию», - считает член Общественной палаты Владислав Гриб.
Собеседника «Ъ», близкий к АП, говорит, что у Кремля есть претензии и к организации конкурса Минкомсвязи. Эксперты заметили, что требования к соискателям завышены и как будто специально «подогнаны» под конкретную компанию: участники тендера должны иметь в штате 1000 человек, активы стоимостью 1 млрд и чистую прибыль в 100 млн руб.