Barclays заподозрили в мошенничестве с кредитами властям Катара
Власти Великобритании проводят новое расследование сделки по привлечению банком Barclays финансирования от суверенного фонда Катара в разгар мирового финансового кризиса в 2008 году. По мнению регуляторов Соединенного королевства, помощь зарубежного акционера позволила кредитной организации избежать вмешательства государства в свой капитал. Об этом в пятницу сообщает газета Financial Times.
О том, что обстоятельства сделки по привлечению финансирования от Катара заинтересовали Службу финансового надзора (FSA) и Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO), стало известно еще в конце лета 2012 года. Особое внимание следователи тогда уделили размеру комиссионных, которые получили от сотрудничества менеджеры банка.
Теперь же предметом интереса властей Британии стал кредит, выданный Barclays катарским партнерам в том же 2008 году, рассказали FT два источника, знакомых с деталями дела. Если выяснится, что заем был предоставлен без своевременного информирования регуляторов, Лондон может расценить это действие как попытку сознательного обхода рыночных ограничений, предупреждают собеседники издания и эксперты.
По словам бывшего менеджера Citi Питера Хана, «кредитование любого инвестора для того, что он приобрел ваши же акции, вызывает целую серию вопросов относительно корректного раскрытия информации и других регулирующих функций».
Новые претензии к Barclays могут нанести серьезный ущерб репутации кредитной организации, гендиректор которой Энтони Дженкинс и без того до сих пор не может окончательно избавиться от негативного шлейфа из-за истории с манипулированием ставкой LIBOR. В августе 2012 года Barclays в рамках урегулирования претензий властей выплатил штраф в $340 млн и провел кадровую ротацию топ-менеджмента, косвенно расписавшись в причастности к крупнейшему скандалу в мировой банковской индустрии за последние годы.
«Катарская» сделка способна привести к новым отставкам в руководстве Barclays. К примеру, нынешний финдиректор банка Крис Лукас был одним из четырех бывших и действующих сотрудников, в отношении которых проводится расследование по факту контактов с властями арабской монархии.
Пристальный интерес Лондона к потенциальным нарушениям кредитной организации находится в русле тенденции усиления давления регуляторов на банковский сектор. Сделки периода кризиса, зачастую с инвесторами с Ближнего Востока и Азии, регулярно вызывают вопросы у властей, которые подозревают, что банкиры таким образом попросту намеренно уходили от рисков государственного контроля.
Так, франко-бельгийская группа Dexia еще в 2011 году была заподозрена в кредитовании двух своих крупнейших институциональных акционеров в сделке по покупке бумаг самой группы в 2008-м. В Исландии та же история — в отношении банка Kaupthing, который в разгар кризиса пытался спасти катарский шейх Мохаммед бин Халифа аль-Тани. По делу уже предъявлены обвинения четырем бывшим сотрудникам кредитной организации.
Barclays в 2008 году дважды ссуживал средства на общую сумму £6,1 млрд подразделению Инвестиционного управления Катара Qatar Holding и инвесткомпании Challenger, принадлежащей семье премьер-министра Катара шейха Хамада бин Ассима бин Абра аль-Тани. Монарх также возглавляет правление Qatar Holding.
Официальных обвинений по делу пока никому не предъявлено. От комментариев стороны воздерживаются.
Известно, что в июне 2008 года Qatar Holding, Challenger и другие зарубежные суверенные инвестфонды, включая сингапурский Temasek, вложили в Barclays £4,5 млрд. Еще £7,3 млрд банк привлек от катарских инвесторов через несколько месяцев. По условиям июньского соглашения Инвестиционное управление Катара стало советником Barclays по ближневосточному региону. В октябре Qatar Holding получил от банка £66 млн за участие в сделке по привлечению капитала.