Transparency International оценила объем военной коррупции в $20 млрд
Ежегодный мировой объем коррупции в военной сфере составляет $20 млрд. Примерно столько же страны «большой восьмерки» выделили в 2009 году на борьбу с голодом на планете.
Такие цифры приводит международная организация Transparency International, представившая свое первое исследование уровня коррупции в оборонной сфере.
Анализ проводили специалисты британской Программы по обороне и безопасности TI. Они проанализировали деятельность 82 стран, на которые приходится 94% всех военных расходов в мире. В 2011 году эта цифра составила $1,6 трлн. Государства были ранжированы по степени контроля за военной сферой, эффективности антикоррупционных механизмов и уровню коррупционных рисков. Выяснилось, что лишь в 15% стран существует политический всеобъемлющий и эффективный контроль над оборонной сферой. В 45% государствах он недостаточен, а еще в 50% - вообще минимален. При этом граждане, как правило, не обладают даже самыми базовыми знаниями относительно оборонных расходов их правительства. В половине стран военные бюджеты либо полностью, либо большей частью засекречены.
По данным TI, сильные антикоррупционные механизмы в оборонной сфере действуют только в двух странах: Германии и Австралии. Вместе они составили группу А - государства с очень низким коррупционным риском в военке. В группе B, где риски оцениваются как просто низкие, - семь стран: США, Британия, Швеция, Норвегия, Австрия, Южная Корея, Тайвань. В группе C (средний риск) - 16 государств, среди которых: Франция, Италия, Испания, Польша, Чехия, Латвия, Япония, Аргентина, Бразилия, Чили.
Группа D (высокий риск) поделена на D+ (Украина, Израиль, Мексика, Ливан, Таиланд, Сингапур, Индия, Кения, Кипр, Кувейт и т.д.) и D- (Россия, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Китай, Палестина, Турция, Малайзия, Бангладеш, Эфиопия и др.). Основными проблемами стран из этой группы Transparency International называет закрытость военных бюджетов, недостаточный законодательный и парламентский контроль, отсутствие мониторинга коррупционных рисков, бесконтрольность подрядчиков, а также отсутствие механизма, при котором сотрудники военных структур могут сообщить собственному руководству, властям или СМИ о недостатках и злоупотреблениях в деятельности своей организации.
В группе E (очень высокий риск) - Узбекистан, Афганистан, Индонезия, Марокко, Иран, Иран, Саудовская Аравия, Тунис и еще 10 стран. Наихудшая группа F, где коррупционные риски в оборонной сфере оцениваются как критические, включает в себя девять государств: Египет, Ливия, Сирия, Алжир, Ангола, Камерун, Демократическая республика Конго, Эритрея, Йемен.
Директор Программы по обороне и безопасности TI Марк Паймэн говорит, что коррупция в оборонной сфере опасна и разрушительна, и платят за нее граждане, солдаты, компании и правительства. В большинстве стран правительства до сих пор слишком мало делают для предотвращения военной коррупции, оставляя возможности для того, чтобы скрыть нарушения от общества и потратить деньги не так хорошо, как могли бы.
Напомним, в России осенью 2012 года разгорелся громкий коррупционный скандал вокруг Министерства обороны. Следователи заявили, что военные чиновники распродавали имущество ОАО «Оборонсервис» подконтрольным фирмам по заниженным ценам. Ущерб от сделок преывшает 6 млрд рублей. Расследуется уголовное дело о мошенничестве. Арестованы экс-глава юрслужбы ООО «МИРА» Дмитрий Митяев, экс-глава Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова и ее муж, экс-гендиректор Окружного материального склада Московского округа ВВС Максим Закутайло. Бывший руководитель Департамента имущественных отношений Минобороны, член совета директоров «Оборонсервиса» Евгения Васильева сидит под домашним арестом. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков, который лишился своего поста после скандала, проходит по делу свидетелем. Однако и его процессуальный статус может измениться: экс-чиновник может оказаться фигурантом дела о строительстве за госсчет дороги к дому его зятя, «армейского олигарха» Валерия Пузикова.
Возбуждено также дело о хищениях при реализации контрактов с ОАО «Славянка» по обслуживанию военных городков и других объектов Минобороны. Арестованы и.о. начальника хозяйственного управления Министерства обороны Николай Рябых, гендиректор «Славянки», друг Сердюкова Александр Елькин, его помощница Юлия Ротанова и гендиректор «дочерней» компании «Славянки» «Безопасность и связь» Андрей Луганский.