Российская система образования оказалась на 20-м месте в списке Economist
Российская система образования заняла 20-е место в списке, составленном аналитиками Economist Intelligence Unit на основе изучения состояния дел в разных странах мира. Доклад заказан и опубликован сайтом компании Pearson, занимающейся анализом и разработкой систем образования. Лидерами рейтинга стали Финляндия и Южная Корея. В первой пятерке также Гонконг, Япония и Сингапур.
Всего в списке 40 стран. Великобритания заняла 6-е место. Германия — 15-е, США — 17-е. Замкнули рейтинг Мексика, Бразилия, Индонезия.
Цель исследования, как объяснил руководитель проекта Майкл Барбер, понять факторы, влияющие на качество образования. Рейтинг основан на результатах международных тестов по математике, базовых научных и гуманитарных знаниях, проведенных с 2006 по 2010 годы. А также на таких данных, как число учащихся в высших учебных заведениях.
Один из главных выводов доклада заключается в том, что при всей важности расходов на образование основополагающим фактором успеха является общая культура, способствующая обучению. В том числе отношение общества к вопросам образования. Этим, подчеркивается в докладе, в немалой степени объясняется высокое положение в рейтинге азиатских стран, где получение образования занимает особое место в ценностях семьи и общества.
Кроме того, утверждает исследование, одним из основополагающих факторов качественного образования является возможность пригласить на работу лучшие кадры. Причем речь здесь идет не только об уровне оплаты, но и об общественном статусе профессии. Например, два лидера рейтинга — Южная Корея и Финляндия — имеют разные показатели зарплаты преподавателей. В азиатской стране учителя получают зарплату в 2 раза выше средней, а скандинавской — это средний заработок по стране.
Исследование показало, что системы образования у лидеров рейтинга слишком разнятся, что не дает возможности установить линейную зависимость качества образования от таких факторов, как, например, самостоятельность школ или количество предметов по выбору. В образовании важен системный подход, заключает доклад.