О чем не пишут в России: 6 главных интеллектуалов России
«Черная пятница»: очереди уходят в прошлое
Старт предрождественского периода распродаж в США — так называемая «черная пятница», которая в этот раз пришлась на 23 ноября, — побил рекорд по объему электронной торговли. Дневная выручка онлайн-ритейлеров впервые за год превысила отметку в $1 млрд, сообщает Forbes со ссылкой на данные comScore. И темпы роста показателя выглядят обнадеживающе.
Совокупный объем продаж составил $1,042 млрд. К такому результату привело растущее нежелание покупателей стоять в безумных очередях в торговых центрах. По сравнению с прошлой «черной пятницей» объем выручки онлайн-магазинов подскочил на 26%. Порядка 57,3 млн американцев старше 18 лет за день посетили сайты, на которых можно делать электронные покупки.
Всего в праздничный сезон сектор онлайн-торговли привлек от потребителей уже около $13,7 млрд — на 16% больше прошлогоднего показателя. В День благодарения, канун «черной пятницы», американцы тоже потратили в сети более чем на 30% больше, чем годом ранее, но все равно гораздо меньше дня старта распродаж, — $633 млн.
В топ-5 самых посещаемых онлайн-ритейлеров вошли Amazon, Walmart, Best Buy, Target и Apple (эти данные не учитывают показатели аукционов, в том числе, eBay).
Наиболее впечатляющие темпы роста по сравнению с прошлым годом продемонстрировал сектор цифрового контента и подписок (+29% в объеме продаж). Эта категория включает цифровые книги, а также аудио- и видеозаписи, спрос на которые растет благодаря стремительной «смартфонизации» общества. Другие товары, на которые спрос значительно вырос, — игрушки, подарки, видеоигры и электроника. В электронной торговле заметно популярнее стали покупки одежды и аксессуаров, которые обогнали даже традиционного лидера — компьютерный софт.
Global Thinkers: панк, антивирусы и оппозиция
Редакция Foreign Policy в понедельник представила ежегодный рейтинг 100 самых влиятельных интеллектуалов мира (Global Thinkers). В список попали целый ряд россиян — преимущественно представителей оппозиционного движения. В интеллектуальном контексте мир прожил сложный год, за который не успело утихнуть эхо «арабской весны» — революционная ситуация постоянно подогревается новостями из Ирана и Сирии. Европа продолжала пребывать в глубоком кризисе, а Америка сконцентрировалась на президентской кампании. «Если когда-нибудь и случался год Больших Идей, которые мы с разочарованием так не услышали от наших лидеров, то это был 2012-й», — констатирует FP. Издание признало важнейшими интеллектуалами современности легендарную правозащитницу и политика Аун Сан Су Чжи из Мьянмы, которая ныне является членом парламента азиатской страны, и президента государства Тейна Сейна, который пошел на добровольный разворот политического курса в сторону прозрачности и демократизации.
Самыми влиятельными российскими делегатами рейтинга ожидаемо оказались участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина — они расположились на 16-й позиции. Когда музыкантам в последний раз удавалось изменять мир? Именно в таких терминах FP оценивает панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя. Pussy Riot поддержал целый ряд тяжеловесов мировой элиты, от Мадонны и Red Hot Chili Peppers до Дэвида Кэмерона и Госдепа США. Девушки превратились в международный символ новой российской оппозиции автократическому режиму Владимира Путина. Pussy Riot — это не просто пляшущие хулиганы, на чем постоянно настаивают власти. Достаточно прочесть сильные «последние слова» Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич — настоящие манифесты с отсылками к Достоевскому, Сократу, Мартину Лютеру Кингу, Вацлаву Гавелу и Дэвиду Торо. Истерическая неадекватная реакция государства на «панк-молебен» сама по себе стала символической победой идей Pussy Riot над системой. «Суверенная демократия» средневековым процессом над музыкантами доказала собственную глубинную болезнь.
В топ-40 рейтинга вошел и основатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Рост влиятельности российского предпринимателя происходит на фоне приобретающей все большую актуальность темы кибербезопасности. Этому способствует и алармистский настрой самого Касперского: в публичных выступлениях он уже неоднократно говорил об опасности электронного оружия — «самой опасной инновации XXI века». Бизнесмен также не устает искать государственный след в создании наиболее вредоносных вирусов. Именно «Лаборатории» удалось одной из первых зафиксировать «червя» Stuxnet, который поразил ключевые объекты ядерной инфраструктуры Ирана. Под подозрением оказались хакерские группы, спонсируемые или даже аффилированные с властями Израиля и США. Еще одна угроза исходит от нового мощного вируса Flame, бушующего в основном на Ближнем Востоке. Касперский в связи с новым уровнем рисков уже выступил с провокационной идее о введении виртуальных паспортов для пользователей интернета во избежание перехвата контроля над сетью злоумышленниками. Подобные инициативы особенно колоритно выглядят из-за репутации основателя «Лаборатории», которого пресса постоянно подозревает в связях с российскими спецслужбами. «Я здесь, чтобы спасти мир», — парирует Касперский в ставшем знаменитом профайле в журнале Wired.
45-е и 70-е места в списке FP заняли популярные на Западе лидеры российской несистемной оппозиции Алексей Навальный и Евгения Чирикова. Первый «практически в одиночку изобрел культуру политического активизма в России в эру цифровых технологий». Издание апеллирует к громким антикоррупционным расследованиям основателя «РосПила» и его успешной информационной кампании против «партии жуликов и воров». Вдохновение оппозиционер черпает в ненасильственных переворотах периода «арабской весны», указывает FP. Чирикова, заработавшая себе репутацию благодаря активной борьбе против строительства федеральной трассы через Химкинский лес, первой в российской политической культуре смогла выстроить организацию «снизу», отказавшись от успешной карьеры в бизнесе.
Мурси: новый Линкольн или новый Мубарак
Волна протестов против попытки президента Египта Мохаммеда Мурси укрепить вертикаль власти вернула в повестку дня вопрос о доверии к новому лидеру страны, совсем недавно скинувшей с себя узы режима Хосни Мубарака. Зачем неограниченные полномочия присваивает себе избранный на демократических выборах политик, пока неясно. То ли Мурси на пути к превращению в «фараона», то ли он и вправду решился реформировать страну, сомневается редактор The Atlantic Стив Клемонс.
«Я президент Арабской Республики Египет, облеченный неограниченной властью», — легко представить, как новый лидер произносит этот парафраз Авраама Линкольна, одного из величайших политиков в мировой истории. Линкольн свои сверхполномочия трансформировал в глубинные реформы, Мурси пока лишь заслужил массовые протесты и ярлык «фараон», которым его удостоил лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед Эль-Барадеи.
Но ставить крест на фигуре египетского президента преждевременно. Все-таки он избежал искушения пойти по пути клерикализации страны, несмотря на то что к политическим вершинам вознесся благодаря «Братьям Мусульманам». Однако Мурси не устает подчеркивать в своих выступлениях, что является президентом всех египтян, а не только представителей исламского движения. Действовать ему приходится в условиях консервации элит Мубарака и силовых кланов, противостоящих любым глобальным перераспределениям финансовых потоков.
Поэтому концентрация власти в момент, когда тобой недовольны все ключевые политические силы, — единственно возможный выход. Другое дело, что властью этой Мурси дожен распорядиться как механизмом для запуска либерализации или хотя бы беспощадного искоренения преступности по модели Ли Куан Ю.