ФСБ ищет лимузины Гагарина и Фиделя Кастро после скандала в «Оборонсервисе»
В деле о мошенничестве с имуществом Министерства обороны может появиться новый эпизод. ФСБ начала проверку обстоятельств закрытия рязанского Музея военной автомобильной техники. Его расформировали в 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова, а уникальные автомобили «ЗИС» и «ЗИЛ», на которых ездили Юрий Гагарин, Фидель Кастро и Никита Хрущев оказались в столичном гараже Минобороны на Рублевке. Некоторые машины вообще могли попасть в частные руки.
Источники в спецслужбах рассказали «Известиям», что ФСБ начала проверку в Москве и Рязани несколько дней назад. Чекистов интересует, как уникальная экспозиция оказалась на 147-й автобазе Министерства обороны. Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил, что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов, и сняли копию с приказов и документов. «Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала», - отмечает Вандер.
Музей военной автомобильной техники создали при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) в 1994 году - в канун юбилея победы в Великой Отечественной войне. Среди 150 экспонатов - ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли на Красную площадь для доклада руководству страны о первом в мире космическом полете; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором Фидель Кастро ездил во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 Никиты Хрущева и первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. По самым скромным подсчетам, стоимость коллекции составляет несколько десятков миллионов евро.
В 2010 году по личному приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова музей был неожиданно расформирован, а самые уникальные экспонаты направлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь ФСБ подозревает, что часть коллекции попала в руки богатых коллекционеров.
По словам Рудольфа Вандера, узнав, что в музее есть раритеты, в 2007 году Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов. Через два года министр приехал в музей вместе с помощниками, среди которых была молодая женщина. Когда Сердюков с ней проходили мимо «жемчужин» коллекции, дама якобы толкнула главу Минобороны в бок и громко заявила: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы: сначала его лишили статуса, превратив в Историко-мемориальный зал в составе Музея истории ВДВ. А затем вышел приказ начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву. «К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас. О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю», - говорит Вандер.
В 147-й автобазе Минобороны «Известиям» сказали, что все экспонаты из рязанского музея хранятся у них в целости и сохранности: они находятся в спецхранилище и никуда не выезжают. Между тем источник в МВД говорит, что есть много способов скрыть пропажу уникальной техники. Например, из музейного экземпляра танка или автомобиля можно вынуть двигатель и остальную «начинку» и продать за огромные деньги западным коллекционерам. По словам автоэксперта Юрия Костькина, после закрытия рязанского музея все экспонаты оттуда «словно растворились».
Напомним, в октябре Следственный комитет возбудил несколько дел по фактам многомиллиардного мошенничества с имуществом ОАО «Оборонсервис». Обыски прошли у нескольких чиновников, в том числе - экс-главы ведомства Евгении Васильевой, которая в свое время также возглавляла Департамент имущественных отношений Минобороны. По данным силовиков, при Васильевой военные чиновники продавали наиболее ликвидные объекты «Оборонсервиса» после бюджетных вливаний по заниженным ценам подконтрольным фирмам. Дело обернулось отставкой Сердюкова. В ходе разразившегося скандала в СМИ появились материалы о том, какую роскошную жизнь ведут родственники и приближенные теперь уже бывшего министра. Арестованы два человека: подруга Васильевой Екатерина Сметанова, ранее возглавлявшая фирму «Эксперт», которая оценивала имущество при сделках, и ее муж Максим Закутайло - бывший прокурор, адвокат и директор военного склада.