О чем не пишут в России: как относятся в Лондоне к новому бизнесу Чичваркина
Чичваркин: угроза вековым устоям
В консервативном мире лондонских виноделов Евгений Чичваркин выглядит пришельцем из параллельной вселенной. Основатель компании Hedonism Wines сделал состояние на торговле мобильными телефонами в 1990-2000-х годах, заодно заработав репутацию большого ребенка, напоминает карьерный путь предпринимателя газета The Wall Street Journal, посвятившая материал новому бизнесу создателя «Евросети». Forbes подробно рассказывал о Hedonism Wines в статье «Новый бизнес Чичваркина: винный стартап в Лондоне».
Безумные стрижки и шокирующие маркетинговые кампании заслуженно принесли предпринимателю известность. Но после конфликта с силовиками ему пришлось бежать из страны. Теперь 38-летний бизнесмен обосновался в Великобритании. Перед ним стоят новые задачи — превратить свой винный магазин в лучший в мире и не останавливаться в протесте против президента России Владимира Путина.
Образ Чичваркина сполна воплотился в его новом бизнесе. Винный магазин в районе Мэйфейр выглядит нарочито шикарно и необычно. Покупателей встречает невообразимая люстра из 240 бокалов и интерьер в духе элитного горнолыжного курорта. «Я создал бизнес, оптимальный для Лондона, — говорит предприниматель, укутавшись в меховой плед и вызвав у журналиста WSJ ассоциации с «полярной бабушкой». — Это крупнейший винный рынок и один самых богатых городов в мире».
Название магазина — в честь винного критика Роберта Паркера, известного гедониста и образца хорошего вкуса для Чичваркина. Основатель «Евросети» обещает: Hedonism Wines оправдает свои высокие амбиции. Ассортимент магазина сегодня насчитыват примерно 6300 наименований и рассчитан преимущественно на состоятельных покупателей. Здесь есть комната, в которой представлена полная коллекция семейства Ротшильдов Château Mouton с 1945-го по 2004 год — 60 бутылок обойдутся покупателям в €164 000 за штуку. Курирует подбор продукции байер Алистер Вайнер, на протяжении 16 лет занимавший аналогичную должность в знаменитом универмаге Harrods. Он не брезгует и некоторыми бюджетными сортами: два вида красного вина из южной французской провинции Лангедок-Руссильон стоят £14,9 и £18,8 соответственно.
Пока Hedonism Wines вызывает неоднозначную реакцию у экспертов и конкурентов. После открытия магазина в августе блогер Люси Шоу описала его как «островок восторга для любителей вина», но оговорилась: «Это скорее похоже на шоу-рум Ferrari, чем на Мекку хорошего вина». Критик Стивен Брук тоже испытал смешанные чувства: «Только что из Hedonism — винного магазина в Мэйфейре с русскими корнями. Испытываю зависть и отвращение. Вино выглядит всего лишь как яркая побрякушка, зато какой ассортимент!»
Специалистам, пожалуй, понадобится время на то, чтобы пережить шок и привыкнуть к эксцентрике Чичваркина. Несмотря на визуальную эклектику и чрезмерность в деталях, речь не идет об отсутствии вкуса у владельца магазина. На нижнем этаже Чичваркин ставит пластинки Элтона Джона, Joy Division, Дженис Джоплин; есть в Hedonism Wines и комната, оформленная студентами арт-колледжей, — в ней хранятся любимые вина самого бизнесмена.
Атмосфера магазина контрастирует с расположенной неподалеку лавкой Berry Bros. & Rudd, основанной в конце XVII века. Директор конкурента Алан Гриффитс так описывает свои впечатления от нового соседа: «Очевидно, они не могут продавать историю. Это просто очень хорошие вина с хорошим сервисом». По мнению главы Berry Bros. & Rudd, место на рынке найдется всем.
Чичваркин заверят, что не собирается подстраиваться под местные вековые традиции. В то же время он уже не настолько радикален в своих бизнес-принципах, как раньше. «Тогда я признавался в том, что являюсь немного сумасшедшим. Сегодня это не соответствует действительности», — объясняет предприниматель. Потом он начинает очередной тур по своему магазину. На Чичваркине два разноцветных ботинка и яркие штаны лимонного оттенка.
Банки: к капитализму через регулирование
Если бы Карл Маркс жил в 2007 году, он обязательно устроился бы на работу в банк, пишет в колонке для Financial Times основатель Oxford Investments Partners Карл Штернберг. По его мнению, банковская отрасль сегодня больше всего напоминает коммунистическую утопию. Рабочие сорвали куш, а владельцы капиталов остались ни с чем. Акционеров обвели вокруг пальца наемные сотрудники, которые выплатили сами себе гигантские суммы из иллюзорной прибыли. Одурачивание банковских владельцев оказалось гораздо более эффективным механизмом защиты своих прав, чем создание профсоюзов. Помогали рабочим аудиторы, позволявшие указывать в отчетностям недостоверные данные. Маркс бы одобрил.
Неудивительно, что капиталисты недовольны. Они боятся усиления регулирования отрасли. Пока банки — это курица, которая несет золотые яйца. Люди, работающие в этой сфере, кажется, даже не заметили, как загнали мировую экономику в тупик.
Справедливости ради, виноваты в кризисе не одни только банки. Регуляторы слишком долго удерживали слишком низкие ставки; политики грубо вмешивались в бизнес ради личных электоральных дивидендов; граждане беззаботно набрали неподъемных займов. Совокупность ошибок и привела к лавине глобальной рецессии. Но банки обязаны были взять на себя роль локомотива новой экономической реальности и первыми начать коренные изменения. Им давно пора спасти себя от собственного стремления к наживе. Как ни странно, этот, на первый взгляд, «левый» посыл через усиление регулирования способен привести к торжеству капиталистической системы в ее первоначальном понимании.
Для начала, банкам не помешало бы скромнее оценивать стоимость, которую они добавляют к экономике. На внутреннем рынке основная миссия отрасли — конвертация денег вкладчиков в бизнес-инвестиции. Только новые вложения способны оживить рост экономики, это жизненно необходимая функция. Но банки не сами ищут инвестиционные идеи, в этом им должны помогать предприниматели. Банки лишь перераспределяют деньги.
Сколько они должны получать за посреднические услуги? Конечно, совсем без прибыли оставлять себя было бы неправильно, но и стремиться к сверхдоходности неэтично. Универсальная норма прибыли могла бы стать выходом из тупика и удовлетворить все стороны, заодно всерьез повысив доверие инвесторов к банкам.
Twitter: медиамагнат в руководстве
Сервис микроблогов Twitter объявил о присоединении к совету директоров компании предпринимателя Питера Чернина, известного по работе в руководстве Fox Entertainment Group и News Corp.
Чернин успел поучаствовать в запуске целого ряда нынешних «горячих» стартапов Кремниевой долины — к примеру, Hulu. Он также заседает в совете директоров Pandora и управляет собственной компанией по созданию телевизионного контента.
Как отмечает издание The Verge, приход Чернина в Twitter означает приверженность сервиса кооперации с традиционными медиа. Нынешний совет директоров компании практически полностью был составлен из фигур, знаковых для индустрии технологий.
Сам Чернин в своем микроблоге написал, что с радостью принимает приглашение поработать в совете. Он сообщил, что своим аккаунтом в Twitter активно пользуется на протяжении двух лет для новостей и информации.