Согласно опросам, дебаты выиграл Обама. Ему отдали свои симпатии 48% телезрителей, Ромни — 40%, по данным CNN. Телеканал CBS, чей ведущий Боб Шиффер модерировал дебаты, приводит немного другие данные: 40% зрителей за Обаму, 23% — за Ромни, еще 24% считают, что поединок закончился ничьей.
Во время дебатов Обама снова, как и в прошлый раз, постоянно атаковал Ромни. Он утверждал, что республиканец не имеет достаточного опыта во внешней политике, и обвинял его в непоследовательности. По словам президента, Ромни поддерживал войну в Ираке, выступал против договора СНВ с Россией, хотя за него проголосовал Сенат, и долго не мог определиться с позицией относительно сроков вывода войск из Афганистана. Он также не раз поддерживал противоречивые мнения и суждения, которые могли бы повредить США.
Ромни в ответ заявил, что за время своего президентства Обама не смог сохранить мировое лидерство США, Америка стала менее уважаема и более уязвима. На Ближнем Востоке возникли хаос и «суматоха», в Сирии гибнут десятки тысяч мирных жителей, в Северной Африке растет число сторонников «Аль-Каиды» и других джихадистских группировок, Иран развивает свою ядерную программу. Республиканец поздравил своего противника с ликвидацией Усамы Бен Ладена и террористов, но заявил, что на Ближнем Востоке необходима «комплексная стратегия». Нужно сделать так, чтобы мусульманский мир сам отвергал экстремизм. Для этого Америка должна способствовать экономическому росту, развитию образования, гендерного равноправия и укрепления законности в этих странах. «Нам не нужен второй Ирак, нам не нужен второй Афганистан», — подчеркнул Ромни, однако не пояснил, как именно можно достичь этих целей и чем его политика в этом вопросе отличается от демократов.
Обама в ответ заявил, что на Ближнем Востоке нужно демонстрировать сильное, а не «безрассудное» руководство. Президент напомнил, что ему удалось изолировать режим Башара Асада и мобилизовать умеренные силы в Сирии. Однако в конечном счете сирийцам придется самим определять свое будущее и США продолжит действовать в консультациях со своими партнерами по региону, прежде всего с Турцией и Израилем. Ромни же сказал, что Сирия — единственный союзник Ирана на Ближнем Востоке, «их путь к морю». Нужно помочь «ответственным силам» внутри страну объединиться в форме если не правительства, то некоего совета, и убедиться, что у них есть оружие, чтобы защитить себя, которое не попадет в третьи руки и не навредит Америке.
Говоря об Иране, Обама заявил, что пока он президент США, у Тегерана не будет ядерного оружия, и добавил, что Белый дом создал мощнейшую коалицию против Ирана и подорвал его экономику санкциями. Однако, отметил Обама, в отличие от Ромни он против военного вторжения, поскольку это крайняя мера. Ромни же назвал Иран главной угрозой национальной безопасности США, но также заявил, что армейская операция — крайняя мера.
Говоря о Ближнем Востоке, Обама заявил, что рад тому, что Ромни считает «Аль-Каиду» угрозой для США, потому что несколько месяцев назад он называл главной геополитической угрозой Россию. «Вы знаете, холодная война закончилась 20 лет назад. Вы хотите вернуть внешнюю политику 1980-х, социальную политику 1950-х и экономическую политику 1920-х годов», — заявил Обама.
Республиканец ответил, что считает Россию именно геополитическим врагом, поскольку она раз за разом противостоит США в ООН. «Я не собираюсь надевать розовые очки, когда речь заходит о России или о Путине. Я не собираюсь говорить ему: «Я буду более гибким после выборов», — заявил Ромни, напомнив о мартовском обещании Обамы Дмитрию Медведеву.
Это был единственный момент в дебатах, когда кандидаты обсуждали отношения с Россией.
Что касается Китая, то Обама заявил, что США должны «сохранять бдительность», но относиться к Пекину с уважением, потому что это не только противник, но и потенциальный партнер на международной арене, если он будет играть по правилам.
Ромни же считает, что США не должны быть противниками Китая. По его словам, Пекин не хочет войны, хаоса, не хочет протекционизма. Ему нужен свободный и открытый мир и работающая экономика. Америка может сотрудничать с китайцами, но вопрос в том, захотят ли они быть с Америкой в нее нынешнем положении.
Хотя дебаты были посвящены внешней политике, Ромни иногда пытался перевести разговор на экономику, отметив, что при Обаме безработица выросла, а экономический рост замедлился, в то время как международная позиция США зависит от экономики. «У нас самый маленький флот с 1917 года и самые малые и устаревшие ВВС с 1947-го», — заявил республиканец.
«Да, у нас стало меньше кораблей, но у нас также меньше лошадей и штыков, потому что армия изменилась», — ответил Обама, заявив, что армия и политика «не игра в морской бой».
В целом, как отмечают наблюдатели, Обама выиграл дебаты, однако Ромни удалось заработать себе некий авторитет как спокойного, уверенного лидера и уйти от имиджа ярого сторонника военных вторжений, каким рисуют его демократы.
По данным CNN, большинство женщин поддержали Обаму, посчитав, что он хорошо справится с ролью верховного главнокомандующего и сильного лидера. Большинство мужчин отдали симпатии Ромни. При этом половина зрителей сказали, что дебаты никак не повлияют на то, за кого они будут голосовать. 25% заявили, что, скорее всего, проголосовали бы за Ромни, 24% — за Обаму.
Согласно CBS, 50% вероятных избирателей считают, что Обама лучше справится с внешней политикой, 41% — что Ромни. В вопросах борьбы с терроризмом и безопасности также симпатии на стороне действующего президента: 49% у Обамы против 42% у Ромни. Зрители решили, что Обама лучше, чем Ромни, будет проводить политику в отношении Ирана (46% и 43%). По «китайскому вопросу» оба кандидата набрали по 44% голосов. Большинство зрителей также решили, что Ромни лучше, чем Обама, проявит себя в отношениях с Израилем (46% против 42%).
Читайте далее: Чего инвесторам, в том числе российским, ожидать от президентских выборов в США?