Сечин купит все: «Роснефть» приобретает 100% ТНК-BP
«Роснефть» согласовала с британской BP и консорциумом AAR условия выкупа их долей в ТНК-BP, говорится в пресс-релизах компаний. Как заявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава «Роснефти» Игорь Сечин, сделка потребует $61 млрд в виде денежных средств и акций и «станет третьей крупнейшей сделкой в мире» (после поглощения Mobil Corp. корпорацией Exxon в 1998 году за $80 млрд и покупки BP компании Amoco в том же году).
BP продаст 50% ТНК-ВР за $17,1 млрд и 12,84% казначейских акций «Роснефти». При этом $4,8 млрд, вырученных от сделки, BP направит на покупку 5,66% акций российской госкомпании у ОАО «Роснефтегаз» по цене $8 за акцию (на закрытии торгов пятницы акция «Роснефти» стоила 214 рублей, то есть сделка заключена с премией 12%). В итоге британцы доведут долю в «Роснефти» до 19,75% акций. Это даст ВР право назначить двух из девяти членов cовета директоров российской компании.
Теперь у сторон есть 90 дней на эксклюзивные переговоры по подписанию окончательного договора купли-продажи ТНК-BP. BP и «Роснефти» еще предстоит получить одобрение продажи 600 млн обыкновенных акций госкомпании «Роснефтегаз» от правительства и разрешения советов директоров.
«Роснефть» намерена профинансировать денежную составляющую сделки с ВР посредством имеющихся денежных средств на своем балансе и новых кредитных средств и не собирается прибегать к помощи государства. Британская компания, со своей стороны, не планирует расставаться с долей в российской госкомпании как минимум на протяжении 360 дней, а варианты использования кэша изучит в дальнейшем. ВР подчеркивает, что будет «компенсировать любое снижение доходов на акцию в результате продажи доли в ТНК-ВР и продолжать прогрессивную дивидендную политику».
С консорциумом AAR «Роснефть» пока согласовала основные условия сделки. AAR объединяет интересы «Альфа-Групп», Access Industries Леонарда Блаватника и «Реновы» Виктора Вексельберга. Госкомпания купит долю консорциума в ТНК-ВР за $28 млрд «при условии достижения договоренностей по обязывающим документам, получения корпоративных и регуляторных одобрений и выполнения некоторых других условий». Сделка является полностью независимой от сделки с BP, подчеркивают в «Роснефти».
Покупку ТНК-BP «Роснефть» рассчитывает завершить в первой половине 2013 года. Если госкомпания приобретет ТНК-BP полностью, то превратится в крупнейшую в мире публичную нефтяную компанию с показателем добычи почти 4,5 млн баррелей в сутки, а на отечественном рынке займет долю в 40%. Нынешний лидер, американская ExxonMobil, добывает 2,3 млн баррелей. Именно с такими гигантами отрасли теперь находится одном ряду российская госкомпания, отметил в комментарии агентству Bloomberg преподаватель финансов в лондонской Школе бизнеса Андрей Голубов.
О деталях сделки Сечин в понедельник проинформировал Путина. Тот отметил, что покупка ТНК-BP госкомпанией — «хороший сигнал». По словам Путина, это «хорошая, большая сделка, которая важна не только для энергетического сектора, но и для всей экономики». Сечин подтвердил исторический характер достигнутых соглашений и поблагодарил главу государства за поддержку. Президент в заключение беседы констатировал, что и «цена [покупки ТНК-BP] хорошая».
Основным финансовым советником ВР по сделке стал Morgan Stanley. UBS Investment Bank выступает в роли финансового советника и корпоративного брокера британской компании. Финансовыми советниками также были Goldman Sachs International, Lambert Energy Advisory и Renaissance Capital. Credit Suisse предоставил совету директоров ВР оценку предлагаемой сделки. Основным юридическим советником является Linklaters LLP. BoA — Merrill Lynch и Citigroup Global Markets Ltd выступают в роли совместных финансовых консультантов «Роснефти» по сделкам. Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP — юридический консультант госкомпании.
Покупка для «Роснефти» выгодная, хотя остаются вопросы к сумме сделки – капитализация ТНК-BP составляла менее $40 млрд, поэтому премия к рынку выглядит более чем внушительно, говорит аналитик ЗАО ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. В целом же госкомпания поступила правильно, воспользовавшись шансом приобрести доли BP и AAR, убежден эксперт. По его подсчетам, долговая нагрузка «Роснефти» по итогам сделки не будет критичной, отчасти благодаря оплате части пакета BP акциями.
В прошлом году BP и «Роснефть» уже предпринимали попытку заключения стратегического альянса по обмену акциями и совместному освоению российского арктического шельфа. Однако планы партнеров были сорваны AAR: консорциум в судебном порядке добился отмены сделки, сославшись на нарушение британской стороной акционерного соглашения ТНК-BP. Согласно этому документу, любые проекты в России BP и AAR обязаны были вести через ТНК-BP. В июне 2012 года ВР официально уведомила о планах продать свою долю в совместном предприятии. AAR, которому принадлежало приоритетное право выкупа, пытался приобрести этот пакет, но не смог договориться с банками о финансировании сделки.
Акционерные конфликты между консорциумом и британской компанией случались и раньше. Так, в 2008 году отношения партнеров обострились настолько, что на тот момент занимавший пост гендиректора ТНК-BP Роберт Дадли (ныне глава BP) вынужден был оставить должность и уехать из России. Для топ-менеджера нынешняя сделка — еще и символическая победа над многолетними партнерами-оппонентами из AAR, замечает Financial Times. В официальном комментарии Дадли, впрочем, уделил внимание перспективам российского рынка, который остается «стратегически важным для обеспечения мировой энергетической безопасности».
Сечин в понедельник не стал уточнять, грядут ли кадровые изменения в руководстве ТНК-BP со сменой собственника компании. Исполнительный директор и совладелец ТНК-BP Герман Хан сам определится со своим будущим, отметил глава «Роснефти». По его выражению, «судьба Германа Борисовича в его собственных руках и в руках Господа Бога, конечно».
ТНК-BP была образована в 2003 году по паритетной схеме владения. BP, инвестировав в создание СП $8 млрд, за годы существования проекта получила в качестве дивидендов до $19 млрд. Для британской компании сделка выгодна уже потому, что позволяет сменить неуживчивых партнеров из AAR на национального энергетического гиганта, способного дать BP доступ к арктическим месторождениям — одному из наиболее перспективных направлений развития мировой нефтяной отрасли, констатирует The Wall Street Journal.
По мнению журналистов издания, сам по себе выкуп госкомпанией ТНК-BP символизирует стремление Кремля вернуть под контроль стратегическую индустрию, во время приватизации 1990-х годов перешедшую в руки «магнатов с хорошими связями, таких как совладельцы AAR». Теперь «нефтянка» для российский властей — одновременно инструмент международного влияния и источник более половины налоговых поступлений в бюджет, заключает WSJ.