К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

О чем не пишут в России: BP выбирается из золотой клетки со «склочными олигархами»

О чем не пишут в России: BP выбирается из золотой клетки со «склочными олигархами»
Обзор мировой прессы: почему BP выгодна сделка с «Роснефтью», как Google обвалил котировки акций Facebook, чем может похвастаться сервис Шона Паркера Airtime через 4 месяца после запуска

Новые горизонты BP: из Сибири в Арктику

«BP  близка к осуществлению мечты, которую компания лелеяла годами, — к новому старту на российском рынке», — потенциальные последствия грядущего выкупа «Роснефтью» доли британского акционера ТНК-BP анализирует обозреватель Financial Times Гай Чазан. По его мнению, BP на протяжении долгих лет оставалась в «золотой клетке» паритетной схемы владения ТНК-BP c группой «склочных олигархов» (консорциум AAR. — Forbes), из-за чего происходящее вокруг нефтяной компании больше напоминало не бизнес-историю, а голливудскую драму с лихо закрученным сюжетом.

Представители BP прикладывали немало усилий, чтобы выбраться из цепких объятий AAR и заполучить в партнеры одного из национальных энергетических гигантов — «Роснефть» или «Газпром». Этот процесс отнял у британцев более пяти лет. В четверг «Роснефть» сделала BP официальное предложение о выкупе доли британской компании в ТНК-BP за $28 млрд. Условия оферты, включающей оплату кэшем и акциями российского госгиганта, правление BP обсудит сегодня.

BP не только разведется с проблемными партнерами, но и окажется свободна для нового стратегического альянса с «Роснефтью», получив до 20% акций российской компании. Столь высокий уровень кооперации открывает для британской стороны новые горизонты. Надежды BP в первую очередь будут связаны с шансом стать ключевым партнером «Роснефти» в освоении гигантских запасов российской Арктики.

 

Помимо стратегического контекста у сделки есть и личные мотивы: для гендиректора BP Роберта Дадли альянс с госкомпанией станет персональной вендеттой AAR за срыв консорциумом предыдущей попытки британского и российского нефтегигантов договориться о сотрудничестве. «BP получит приоритетный доступ к ресурсам, их проекты будут получать преференции, их интересы будут соответствовать планам правительства. В России нелегко завоевать место под солнцем, но сделка позволяет BP уверенно смотреть в будущее», — говорит управляющий Threadneedle Investments Стивен Торбнер.

Условия сделки привлекательны и сами по себе: далеко не все аналитики ожидали такой щедрости от «Роснефти». Большой объем кэша, которым расплатится покупатель, поможет BP снизить долговую нагрузку, приобрести новые активы и поощрить инвесторов, возможно, специальными дивидендами или обратным выкупом акций. Также компании не придется волноваться из-за разбирательства с американскими властями по поводу катастрофы 2010 года в Мексиканском заливе.

 

По факту в 2003 году BP заплатила за 50% ТНК-BP $8 млрд, а через дивиденды с тех пор получила от российского актива $19 млрд. На ТНК-BP приходилось четверть объема всей добычи BP и 20% всех резервов.

Однако финансовый успех затмевали неуместные споры с AAR. В момент пика противостояния в 2008 году ТНК-BP выдержала налоговые, полицейские и санитарные инспекции, а ее иностранный менеджмент столкнулся с визовыми проблемами. В результате Дадли, на тот момент возглавлявшему СП, пришлось покинуть Россию. Однако окончательно решение о продаже доли в ТНК-BP британцы приняли лишь в июне этого года.

Промедление было вызвано тем, что, несмотря на тупик в отношениях акционеров, ТНК-BP продолжала приносить прибыль британцам. Однако эта стадия вскоре завершится: BP «сорвала куш» благодаря использованию современных технологий для наращивания добычи на сибирских «коричневых» (изношенных с падающей добычей) месторождениях. Теперь же эти активы истощены до предела, и долгосрочных позитивных прогнозов в их отношении нет. «Российская «коричневая» революция подходит к концу. Акценты смещаются в Арктику. Поэтому BP пришло время сменить лошадей», — объясняет аналитик Investec Стюарт Джойнер.

 

Британцам все еще нужно учитывать целую группу рисков, которые несет их решение выйти из ТНК-BP. Прежде всего, речь идет о существовании рамочного соглашения AAR и «Роснефти» о продаже консорциумом своей доли в ТНК-BP госкомпании за те же $28 млрд. Сохраняется вероятность того, что AAR проведет BP и первым выйдет из СП.

Не самым сговорчивым партнером будет и «Роснефть». Сохранит ли BP влияние в России со своей 15%-ной долей в госкомпании, большой вопрос, говорит управляющий Royal London Asset management Ивор Петер. По его мнению, позитивным сигналом в этом смысле будет предоставление представителю BP кресла в совете директоров «Роснефти».

Facebook: новое фиаско

Когда в начале сентября акции Facebook обрушились более чем на 50% по сравнению с майским IPO, крупнейшая мировая социальная сеть пошла в контрнаступление, предприняв серьезные усилия по вселению уверенности в инвесторов. Марк Цукерберг стал активнее появляться на публике, заверяя рынок в отсутствии намерений избавиться от своих акций как минимум на протяжении года, пишет Forbes.

Однако этих шагов оказалось недостаточно для долгосрочного возрождения. В четверг котировки бумаг Facebook вновь упали ниже $19, торги закрылись на отметке $18,99. Во время размещения в мае акции продавались по $38.

По иронии судьбы одним из драйверов вчерашнего падения бумаг Facebook более чем на 4,5% оказался главный конкурент соцсети —  Google. Интернет-гигант выпустил разочаровавшую рынок квартальную отчетность, усилив опасения инвесторов по поводу перспектив онлайн-рекламы и акцента рекламодателей на рекламу в мобильных устройствах.

 

Facebook отчитается о финансовых показателях в следующий вторник. В случае, если отчетность окажется провальной, соцсети можно готовиться к по-настоящему страшному Хэллоуину — стоимость акций может достигнуть исторического минимума аккурат накануне нового раунда lock-up, в рамках которого миллионы акций Facebook могут быть проданы инвесторами, в отношении которых с момента IPO действовали ограничения.

Airtime: Шон Паркер на низком старте

Звучит как рецепт успеха для нового стартапа: два именитых предпринимателя, десятки миллионов долларов инвестиций и рекламная кампания с участием звезд уровня Алишии Кис и Джима Керри. Все эти слагаемые объединил видеочат Airtime, созданный Шоном Паркером и Шоном Фэннингом, легендами интернет-индустрии благодаря истории сервиса Napster. Однако пока ажиотаж вокруг нового проекта предпринимателей себя не оправдывает, пишет The New York Times.

Пока сайту всего несколько месяцев, и процесс доработки видеочата продолжается. Но даже с учетом этих обстоятельств трафик Airtime выглядит более чем скромно. На пользу компании едва ли пойдут и последние новости: сервис потерял нескольких ключевых разработчиков.

Туманные перспективы Airtime доказывают: даже столь «породистые» стартапы сталкиваются с трудностями завоевания популярности у аудитории, тем более в условиях мощной конкуренции. Пользователи стали непостоянны в предпочтениях, нетерпеливы и притязательны, объясняет Бинг Гордон, член совета директоров Airtime и партнер Kleiner Perkins Caufield & Byers, одного из венчурных финансистов стартапа.

 

По его словам, средний жизненный цикл приложений стремительно сокращается, поскольку «люди всегда готовы к чему-то новому». Что касается Airtime, то сервис еще станет важной формой коммуникации в будущем, убежден Гордон. Видео лучше передает эмоции, чем текст или аудио, а потому со временем пользователи привыкнут к новому формату общения, говорит инвестор. По его мнению, Паркер и компания не остановятся, пока не достигнут успеха.

Сам Паркер не признает существования больших проблем у Airtime. Он сообщил, что проект уже сформировал устойчивую базу пользователей и продолжает набирать обороты. «Мы пока на одном из самых ранних этапов развития компании. На то, чтобы разобраться со всем, уйдет от полугода до года», — подчеркнул Паркер.

Пока Airtime переносит большую часть своих операций из Сан-Франциско в Нью-Йорк, чтобы быть ближе к кузнице инженерных и дизайнерских кадров на Восточном побережье. Компания также работает над созданием мобильной версии сервиса и форматом мультичата.

Вероятно, отчасти волна критики в адрес Airtime связана с завышенными ожиданиями, которые были неизбежны при избранном Паркером и Фэннингом громком способе рекламы с привлечением звезд. Паркер в интервью объясняет, что лишь хотел привлечь внимание аудитории, которая не следит внимательно за отраслью технологий.

 

Официально Airtime не раскрывает статистики по пользователям, ограничиваясь формулировками об «обнадеживающем трафике». По сведениям AppData, в реальности речь идет всего о 400 пользователя[ в день и 10 000 — в месяц.

Паркер говорит, что Airtime продолжает внимательно отслеживать поведение аудитории и внедряет по итогам мониторинга новые функции, вроде возможности записи видеоответов. Он сравнивает происходящее с сервисом с тем, что на аналогичных стадиях переживали такие проекты, как Spotify, Plaxo и даже Facebook.

Тем не менее обеспокоенность руководства Airtime видна даже в стремительной смене принципа позиционирования ресурса. Сначала сервис презентовался как «семейная» версия чата Chatroulette, пережившего пик популярности в 2009 году, но уступившего натиску эксгибиционистов. После того как Паркер и Фэннинг не смогли договориться о покупке Chatroulette у его российского основателя Андрея Терновского, они и решили запустить проект схожей ориентации, но с учетом ошибок предшественника.

Первое финансирование Airtime получил в 2010 году, но показать себя публике решился лишь в июне 2012 года. Всего сервис привлек от инвесторов $33,5 млн, причем их состав получился по-настоящему звездным: Kleiner Perkins, Andreessen Horowitz, SV Angel, Founders Fund, Google Ventures и отдельные фигуры уровня Эштона Катчера. Многие из них вкладывались не столько в Airtime, сколько в имя Паркера — его нюх на успешные стартапы (он участвовал в руководстве Napster, Facebook и Spotify на ранних стадиях) в Кремниевой долине до сей поры не ставился под сомнение.

 
    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+