Дворкович пообещал искоренить «мобильное рабство» на уровне регионов
Вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал искоренить «мобильное рабство» на уровне регионов. О том, что законопроект, позволяющий сохранять номер мобильного телефона при смене сотового оператора, может быть значительно изменен и эта услуга — переносимость сотовых номеров (MNP) будет реализована не на федеральном уровне, а в регионах заявил журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович.
«Программа минимум будет реализована: в пределах одного региона переносимость номера будет реализована», — цитирует РИА Новости слова Дворковича, сказанные им по итогам согласительного совещания с ведомствами и операторами связи.
Это позволит не задерживать принятие нового закона, так как в отношении его действия на всей территории страны необходимо провести дополнительные обоснования и расчеты, «поскольку это связано с дополнительными затратами и необходимостью изменения технологии обеспечения мобильной связи».
По словам Дворковича, сложность вызвана системой оплаты услуг связи. «Если ввести переносимость по всей стране, то как вводить плату за роуминг? Никто не будет знать, кто где находится», — отметил Дворкович.
Тем не менее Дворкович на исключил, что с течением времени услуга может быть реализована и между регионами. Для этого, «возможно, потребуется два этапа решения этого вопроса».
В ходе совещания обсуждался и вопрос компенсации затрат, связанных с ведением базы данных перенесенных номеров. Согласно расчетам, единоразовые затраты на создание этой базы составят около 500 млн рублей, а на ее управление — почти 300 млн рублей ежегодно. Есть 3 варианта компенсации, пояснил Дворкович. Это бюджетные средства, использование средств фонда универсального обслуживания (сегодня это 15 млрд рублей) или установление платы для абонента за перенос номера.
При этом использование бюджетных средств для правительства не является предпочтительным вариантом поскольку «сейчас в бюджете нет на это средств». 2-й вариант — использование средств фонда универсального обслуживания — требует изменений в действующую нормативную базу, которая сейчас не позволяет их расходовать на подобные цели. Таким образом, наиболее вероятна оплата этой услуги самим пользователем.
Дворкович напомнил, что в апреле 2012 года президент РФ Медедев распорядился сделать эту услугу бесплатной для абонента. Но, «исходя из экономической логики», Дворкович лично не исключил возможности установления платы. «Мне кажется, что за дополнительные услуги надо платить», — сказал вице-премьер, напомнив, что плата за переносимость номера взимается сразу в нескольких странах Европы.
По мнению Дворковича, размер этой платы не должен превышать 100 рублей. При этом может быть законодательно установлен максимальный тариф, в рамках которого операторы самостоятельно смогут устанавливать размер оплаты. В любом случае, введение платы за перенос номера необходимо согласовать с премьер-министром и президентом.
Аркадий Дворкович сообщил, что в итоге согласительного совещания оепеделены сроки введения услуги — начало 2014 года. При этом точная дата — 1 января или 1 марта — пока не установлена.
Напомним, в мае 2012 года Минкомсвязи РФ подготовило проект изменений в законе «О связи», которые позволят абонентам сохранять телефонный номер при смене сотового оператора. Разработать предложения по отмене «мобильного рабства» распорядился президент Дмитрий Медведев в апреле. По его поручению Минкомсвязи работало над условиями появления в России услуги переносимости номеров в сетях сотовой связи (MNP — Mobile Number Portability).
Согласно законопроекту, опубликованному на сайте министерства, процедура смены оператора должна была быть бесплатной для абонента. А решение пользователя о переходе от одной компании к другой — достаточным основанием для инициирования услуги MNP. Была тогда установлена и вероятная дата вступления закона в силу — 1 января 2014 года.
Еще полгода назад предполагалось, что финансировать расходы, связанные функционированием услуги, будут операторы. При этом единовременные затраты на создание базы данных, как считалось, составят $10 млн. А текущие расходы на функционирование базы данных оценивались в $1 млн ежегодно.