О чем не пишут в России: безумие «Газпрома» и этика табачного бизнеса
Китайское безумие «Газпрома»
Тему кризиса российской газовой отрасли, в конце прошлой недели подробно проанализированного на страницах Financial Times, подхватывает обозреватель американского Forbes Мэттью Халберт:
«Эйнштейн однажны сказал, что наиболее точное определение термина «безумие» — бесконечное повторение одних и тех же действий в надежде на разные результаты. По большому счету, «Газпром» и президент Путин в этой логике определенно выглядят безумцами. Последнее десятилетие они пытаются продать газ Китаю по устаревшей модели определения стоимости поставок. Что бы ни говорили в Москве, Пекин никогда не согласится платить за экспорт по ценам, привязанным к нефтяным котировкам. Сколько раз нужно повторить это Путину, пока газ резко не подешевеет, непонятно...»
Новый виток противостояния России и Китая случился на прошлой неделе в рамках переговоров о строительстве нового газопровода в КНР через территорию Алтая. Сужающиеся финансовые возможности «Газпрома» заставляют компанию более интенсивно привлекать азиатских партнеров для диверсификации географии поставок. При этом от Китая российская сторона хочет получить покрытие 40% затрат на возведение проекта стоимостью в $14 млрд и протяженностью 3000 км.
«Проблема (какой сюрприз)» заключается в том, что РФ по-прежнему не желает предоставлять КНР никакого дисконта на экспортируемые объемы сырья. За 1000 кубометров газа Россия намеревается получить $350-400, в то время как приемлемая для Китая цена — $200-250», — иронизирует автор.
К сожалению для Москвы, расхождения в цене со временем будут только усугубляться. Речь идет о все той же угрозе «сланцевой революции» — стремительно прогрессирующие технологии добычи сланцевого газа уже обеспечили потребности американского рынка и вскоре могут превратить в энергетическую державу и Китай. К 2020 году аналитики прогнозируют взрывной рост отрасли в КНР. Страна будет способна не только сократить поставки из России, но и начать диктовать собственные условия в переговорах с крупными экспортерами. Чем быстрее «Газпром» адаптируется к новым реалиям, тем будет лучше для самой компании, заключает Халберт.
Табачный бизнес без мук совести
Financial Times в понедельник посвящает большой материал фигуре первого в истории уроженца Аргентины во главе табачной империи British American Tobacco. Никандро Дюранте даже на английском разговаривает с заметным акцентом, его речь вряд ли будет с ходу понятна кому-то, кроме жителей португалоговорящих стран. Вторая по величине табачная компания мира сделала ставку на столь эксцентричного гендиректора в один из самых сложных периодов в своей истории, когда многие аналитики предрекают отрасли неизбежную гибель из-за все более решительных мер по борьбе с курением.
Дюранте имеет неожиданный для табачного топ-менеджера профессиональный бэкграунд: в 17 лет он всерьез размышлял о карьере футболиста, занимая позицию полузащитника в известном бразильском клубе «Коринтианс». И в молодости, и в зрелом возрасте глава BAT регулярно совершал забеги на марафонские дистанции и строго соблюдал режим.
При этом Дюранте нельзя назвать лицемером: несмотря на занятия спортом, он является заядлым курильщиком. До четырех раз в неделю он дымит сигарой, обычно «под аккомпанемент» бокала красного вина: «Я прекрасно знаю о рисках, связанных с сигарами, но удовольствие от процесса пересиливает страхи». Дело не в привычке, заверяет Дюранте. «Если я захочу перестать курить сигары, я смогу это сделать», — говорит топ-менеджер, признаваясь, что раньше злоупотреблял обычными сигаретами.
Не факт, что такой же силой воли обладают потребители продукции компании Дюранте. BAT — один из гигантов индустрии, несущей ответственность за одну из 10 смертей среди взрослого населения планеты, утверждают эксперты Всемирной организации здравоохранения.
Глава BAT парирует претензии: «Напротив, думаю, мы представляем очень этичную и ответственную отрасль. Есть риски, поэтому без особого регулирования индустрии не обойтись. Но именно BAT стояла у истоков кампаний по оповещению потребителей о вреде табакокурения, поэтому никаких проблем в этом смысле я не вижу». Дюранте заверяет, что никогда не сталкивался с этическими дилеммами при продаже вредоносной продукции.