Победитель конкурса на развитие Большой Москвы хочет переселить министров в Зарядье
Агломерация будет строиться на трех поясах развития, которые пронзят новые транспортные магистрали. Зарядье, привокзальные площади и набережные станут точками перемен для старой Москвы
Один из победителей конкурса концепций развития Московской агломерации – французское архитектурное бюро Antoine Grumbach & Jean-Michel Wilmotte – в пятницу представили первые детали собственного плана по интеграции новых территорий столицы в городскую инфраструктуру.
Приоритетом для развития большой Москвы станут три условных пояса, предполагающих синергию с частями Калужской, Тульской и Тверской областей. Французы предлагают сделать агломерацию полицентрической с формированием новых городских центров. В проекте подчеркивается важность «сочетания инноваций и традиционной идентичности», передает «Интерфакс».
Для логистической эффективности Grumbach-Wilmotte планирует создать сеть интермодального транспорта, то есть обеспечить оперативную доставку грузов в труднодоступные районы. Транспорт должен быть «экологически чистым и скоростным».
С точки зрения развития пассажирского сообщения приоритетом французы называют общественный транспорт. Скоростные железнодорожные маршруты будут связывать аэропорты и район Коммунарка, появятся радиальные ветки скоростного метро, первая из них – «Новая Московская Линия», становится осью развития Большой Москвы.
В центре агломерации концепция предлагает усилить связанность основных очагов активности через закрепление осей: Новая Московская Линия (Три вокзала – Кремль – Зарядье – Киевская – Университет – Калужская – Ворота Новой Москвы) и Москва-река как ось экологического развития (от Тушино до Курьяново).
Бюро отмечает «важную роль непрерывности» между столицей и новыми территориями. «Здесь формируется комплекс новых градостроительных центров вдоль Новой Московской линии: Коммунарка – Сосенки, Десна, Троицк – Красная Пахра, Чириково, Рыжово», – уточняется в документе.
В перечисленных районах предполагается развитие интермодальных транспортных узлов, а в районе Коммунарка – Сосенки вокруг большого Центрального парка предполагается размещение Федерального центра.
В Зарядье разработчики предлагают разместить представительства министерств. «Нас заинтересовала огромная территория, где была гостиница «Россия». Мы подумали, что в этом месте могли бы быть представительства разных министерств», – цитирует «Интерфакс» одного из авторов проекта Жан-Мишеля Вильмотта. По его словам, недалеко есть театр, выставочные залы и другие культурные объекты, что обеспечивает территории огромный потенциал.
Вильмотт также отметил, что, пространство на набережной Москвы — реки нужно использовать как прогулочную зону: «Надо дать людям возможность гулять по набережным. Тогда у нас получился бы большой культурный городок в центре города». Благодаря развитию транспорта до центра города можно будет добраться за 15-20 минут даже от новых территорий, спрогнозировал архитектор.
Перспективными во французском бюро также считают территории около московских вокзалов. Особенно компанию заинтересовала площадь у «трех вокзалов» и незанятое пространство у Киевского вокзала. Эти большие заброшенные территории могут стать точками развития, убежден Вильмотт. Его соавтор Сергей Ткаченко уточнил, что проект предполагает перевод железнодорожных линий в районе трех вокзалов под землю, а освобождающуюся с этим территорию «оставить для дальнейшего развития и возможного строительства». «Это могут быть обычные кварталы с улицами, бульварами, парками», — предположил архитектор. У Киевского вокзала, по его словам, очень большой потенциал: «Там очень большая территория, там расположены заводы «Пластик» и «Бадаевский», там же территория Трехгорной мануфактуры, там же стоит ТЭЦ». Через Москву-реку в районе Сити и Трехгорной мануфактуры бюро планирует построить два моста. Совокупный потенциал площадей, возможных к развитию в районе трех вокзалов, составляет около 4,2 млн кв. метров.
Реализация этой концепции обойдется в 7,5 трлн рублей, заявила представитель Высшей школы экономики Ирина Ильина. Сроки реализации были определены до 2047 года, однако первая очередь может быть осуществлена в течение трех-пяти лет. Согласно планам архитекторов, их проект вместит к 2025 году население в 14 млн жителей.