К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Удар по интернету: какие проблемы для СМИ создаст закон о защите детей


С завтрашнего дня российские СМИ начинают жить в жестких законодательных рамках: под предлогом защиты детей от вредной информации любая редакция может быть закрыта на срок до трех месяцев

В субботу, 1 сентября, в силу вступает закон «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ был подписан Дмитрием Медведевым еще в конце 2010 года.

Закон запрещает распространение следующих видов информации:

— побуждающей детей к совершению насилия, в том числе самоубийству;

 

— вызывающей желание употребления наркотиков, табака и алкоголя, участия в азартных играх, занятия проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством;

— обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия;

 

— отрицающей семейный ценности и формирующей неуважение к родителям;

— оправдывающей преступную деятельность;

— содержащей нецензурную брань или информацию порнографического характера.

 

Ограничения накладываются и на изображение насилия, способной напугать детей информации, описания половых отношений и употребление обсценной лексики, не относящейся к мату.

Следить за соблюдением новых законодательных требований государство уполномочило Роскомнадзор.

Широкое толкование закона накладывает фактический запрет за огромный массив информации, с которым ежедневно приходится работать российским средствам массовой информации. СМИ с 1 сентября придется маркировать собственный контент по четырем возрастным ограничениям: старше 6-ти лет, 12-ти, 16-ти и 18-ти лет.

Резонанс за последние дни получили уже несколько первых абсурдных примеров потенциального применения закона: мультфильм «Ну, погоди!» легко можно «подвести» под категорию о «желании употребления» табака и алкоголя, а руководству телеканала «2x2» придется цензурировать «Симпсонов».

За нарушение закона СМИ по статье 16.7 КоАП РФ грозит штраф в диапазоне 20-50 тысяч рублей, конфискация «предмета административного правонарушения» и, самое страшное, – приостановка деятельности на срок до 90 суток. В каких конкретно случаях редакции будут подвергаться закрытию на срок до трех месяцев, в законе четко не оговаривается. Судя по всему, решать это в каждом отдельном случае предстоит Роскомнадзору.

 

В последние дни перед вступлением закона в силу регулятор сделал несколько исключений: из-под запретительных рамок выведены общественно-политические печатные СМИ (при этом их сайты, зарегистрированные как СМИ, распространять ту же информацию, что печатные версии, вынуждены будут с маркировкой) и новостные ленты информационных агентств. Во втором случае также возникает коллизия: весь остальной контент на сайтах РИА Новости, «Интерфакса» или ИТАР-ТАССа под действие закона подпадать будет. То есть новость об убийстве, к примеру, маркировать агентства не должны, а расширенная статья с подробностями той же новости без маркировки обойтись не сможет.

В итоге все российские интернет-СМИ остаются в проигрышной позиции: им придется отслеживать весь контент, который регулятор может интерпретировать как вредную для детей информацию, в отличие от зарубежных коллег и новостных агрегаторов, которые регистрации СМИ не имеют.

Роскомнадзор жалобам игроков отрасли не внял. На состоявшемся в среду совещании глава ведомства Александр Жаров заявил: «То, что информация не будет маркироваться, потому что издания не готовы, я боюсь, что эта позиция несостоятельна». В середине октября регулятор планирует провести заседание по первым итогам правоприменительной практики закона и выработать необходимые поправки.

В Российской ассоциации электронных коммуникаций, представляющей интересы интернет-индустрии, констатировали, что «несмотря на многочисленные возражения технического характера, интернет-СМИ не были включения в список исключений для маркировки, при этом не было представлено разъясняющих поправок в отношении конкретных форм и требований к такой маркировке». В поправках к закону есть исключения для комментариев читателей сетевого издания, однако нет никаких отсылок к автоматически генерируемому контенту (баннеры, подгружаемые новости и др.). Законотворцы также не определились с тем, что должно маркироваться на ресурсе: страница, материал, весь ресурс или что-то другое. Все эти факторы создают «опасную правовую неопределенность», заключили эксперты РАЭК.

 

Ассоциация «в идеале» считает верным вообще исключить из закона пункт, обязывающий маркировать сетевые издания. Если же власти не пойдут на это, «в кратчайшие сроки» необходимы «разъяснения, содержащие максимально лояльные требования к маркировке интернет-СМИ», чтобы избежать «рисков для добросовестных» редакций.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+