Часы и посох: почему Дмитрий Песков стал героем «информационных перезвонов»
Надеюсь, не оскорблю чувства верующих, если расскажу анекдот. Когда Моисей выводил свой народ из Египта и, чтобы спастись от войск фараона, ему надо было вместе с многочисленными спутниками пересечь море, появился человек, представившийся пиарщиком, и предложил ему ударить о морскую гладь посохом. По его словам, воды тогда расступятся перед иудеями, а преследователей поглотит пучина. «Ты, вообще в своем уме?! – возмутился Моисей – Это же невозможно». – «Возможно или невозможно, не знаю. Но публикацию в Священном Писании я тебе гарантирую».
Мысль, которая в этой шутке не является долей шутки, предельно проста: для пиарщика важен не столько сам факт, сколько его освещение. И столь опытный представитель данной профессии, как президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков, очевидно, лукавит, когда говорит о шумихе, поднятой вокруг его недавнего бракосочетания: «Я на этих выходных не был ньюсмейкером, я, честно говоря, свадьбу справлял. То, что эту свадьбу сделали такой новостью, конечно, я бы не хотел и хотел бы в отсутствие каких-то информационных перезвонов все провести».
Публичная персона потому такой и называется, что у нее либо совсем мало, либо вообще нет пространства для личной, скрытой от посторонних глаз жизни. А ключевая функция пиарщиков – не только «публикации в Священном Писании», но и защита клиентов от чрезмерного и неконтролируемого внимания со стороны масс-медиа.
Трудно предположить, что Песков, не без изящества регламентирующий журналистский интерес к главе государства, не смог в нужный момент сам стать «невидимым для радаров».
Еще сложнее поверить в это, принимая во внимание историю с часами. А именно тот факт, что интерес широкой интернет-общественности к хронометру Richard Mille на песковском запястье пробудил не кто иной, как Алексей Навальный. Факт более чем примечательный. Президентский пресс-секретарь заставил говорить о себе главного оппозиционера. Разумеется, в разоблачительном ключе. Разумеется, в фирменном стиле его антикоррупционных расследований.
Примерно так же прокремлевские СМИ в поте лица боролись с официальным представителем Госдепа Дженнифер Псаки до ее ухода в декрет. «Забавно и занятно, что за прошедшее время масса времени была потрачена на рисование картинок «Фотошопом» и нападки на меня», – эта реплика Псаки в интервью «Голосу Америки» неплохо рифмуется с цитированным выше пассажем Пескова про «информационный перезвон».
Представим себе, что войска фараона остановила бы не морская пучина, а особенности во внешности или в одеянии того пиарщика, который пришел к Моисею. Преследователи иудеев вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, начали бы бурно обсуждать, где и за какие деньги, куплена его амуниция, или где учился этот странный тип, говорящий такие смешные вещи. И никто и ничего не помешало бы успешному завершению Исхода. Но случились бы все сопутствующие ему чудеса? Было бы, о чем писать в Священном Писании?
Пожалуй, поэтому триумф Псаки или Пескова нельзя назвать абсолютным. Они вынудили оппонентов отказаться от прежней повестки, но не предложением достойной альтернативы, а просто – переключением внимания на собственную персону.
Предметом дискуссии и, если угодно, смыслом общественной жизни сделали «юзерпик».
Очень эффективное и удобное для тиражирования ноу-хау. Не случайно, у Русской православной церкви есть Всеволод Чаплин. У Следственного комитета – Владимир Маркин. А у «Роснефти» – Михаил Леонтьев. Все они столь же успешно «троллят» недоброжелателей и/или оппозиционеров и все же недотягивают до песковского уровня. И дело тут не только в профессионализме имярека или масштабе работодателя.
Когда в политической жизни определяющей становится не содержание, а внешняя атрибутика – рейтинги, телевизионная «картинка», аксессуары или даже сексуальная ориентация, вполне логично, что грань между официальным представителем первого лица и самим представляемым окончательно стирается. Месседжи и действия первого воспринимаются исключительно как беспримесное и неискаженное отражение мыслей и планов другого.
В этом плане православным христианам, наверное, стоит порадоваться, что чаплинские заявления еще не отождествляются с РПЦ. СК сможет подписать акт о капитуляции перед конкурентами-«смежниками», если единственным результатом его деятельности станут маркинские колонки и записи в «твиттере». Лишь «Роснефти» точно не грозит превращение в «задник» программы «Однако». По крайней мере, до тех пор пока мир полностью не отказался от использования классического углеводородного топлива.