Во всех технических изобретениях есть плюсы и минусы. Классические примеры плохих последствий: парниковый эффект и загрязнение океана пластиком.
Первый кошмар может привести к новому ледниковому периоду. При этом антипарниковую конвенцию до сих пор не утвердили американцы, хотя выбросов в атмосферу у них больше всего, поскольку им это – на сей момент – экономически невыгодно. А что будет дальше, по их мнению, по фигу.
Второй кошмар может изничтожить Землю со дна, и уже сейчас неизвестно, как скажется на организмах тех человеческих особей, которые исповедуют позитивный образ жизни и рациональное питание и могут позволить себе свежую морскую пищу. Эта пища давно жрет пластик. А у пластика в Тихом океане – из-за морских течений - есть свой ареал обитания размером примерно с Антарктиду. Рыба и морские гады принимают ошметки химической дряни за планктон. А люди потом смакуют эту рыбу и этих морских гадов.
Кстати, я еще в 1990-е понял, что Россию погубит пластиковая цивилизация. Мы сняли тогда дачу недалеко от озера Круглое, которое считается заповедной зоной. Все пространство вокруг заповедного озера, являющегося одним из источников московского питья, было загажено. Потому что люди устраивали там пикники. Почему наши, выражусь мягко, избиратели не способны собрать мусор после своей гулянки и донести его до ближайшей урны – для меня давняя национальная загадка.
Вы скажете: меня, автора, увело куда-то в сторону. Уж либо вы об избирателях, которые загаживают озеро Круглое в Подмосковье, либо про селфи.
Но это одна и та же тема. Дураки и их дороги.
Прекрасно помню, как сенсационно в Роттердаме (лучший в мире режиссерский кинофестиваль) подавали первый фильм, снятый на мобильник. Это было году в 2007-м, кажется. А фильм был про ужасающий и жестокий по отношению к коренным голландцам мир иммигрантов. Он был документальным. Режиссер снимал на мобильник вынужденно. Если бы снимал на обычную в те очень давние годы видеокамеру, его бы просто замочили. Ведь убил тогда на улице радикал-исламист другого голландского документалиста Ван Гога (наследника славной фамилии), говорившего правду о тех же мигрантах, – странно, что об этом все забыли, а ведь это был громкий случай.
Мобильный фильм, помню, был страшненьким. Да и сам я в Голландии тех лет наблюдал такие ситуации с иммигрантами, что никакой стране мало не покажется (двое мальчиков лет четырнадцати, афроголландец и латиноголландец, пытались разнести на ходу изнутри вагон метро, били ногами в стекла, а когда классическая голландка-блондинка осмелилась сделать им замечание, то они пристали к ней, а при выходе ударили в стекло, напротив которого она сидела. Я не вмешался, понимая, что именно я тогда обрету проблемы из-за российского паспорта. Но ужас вызвало то, что не вмешался никто из сидящих в вагоне голландских мужчин).
Но к селфи. Теперь их делают все. А видеосъемки на мобильный - основа не только YouTube, но и клад для ТВ. Сегодня без любительских съемок на мобильный невозможны информационные выпуски ведущих телеканалов. А уж сколько развлекательных и познавательных программ на этом основано! «Научные глупости», «Звериный репортер» (это я вспоминаю достойное) плюс все-все передачи про автоаварии, которые есть, кажется, на всех телеканалах.
Они теперь знают, что их акция, о которой прежде узнали бы лишь сто-двести человек, распространится на всю планету. Их имя громко произнесут ведущие мировые СМИ. Запись их изуверства массово продемонстрируют.
Ну ладно маньяки. Их все-таки не так много, к счастью.
Селфи и новые возможности мобильников проявили мировой идиотизм. Сколько травм и смертей из-за селфи. Селфи как индикатор мирового идиотизма.
А заодно мировых стандартов. Стандартный дурак жаждет стать мировой звездой. 15 минут славы.
На смену эпохе постмодернизма приходит эпоха идиотизма. При постмодернизме умные люди понимали, что почти невозможно изобрести в искусстве нечто новое, даже отдельную реплику, чтобы она не была прежде засвечена в литературе или кино, и эту ситуацию надо обыгрывать. Постмодернизм требовал интеллектуальных усилий.
Теперь не требуется интеллекта – только натуральный идиотизм в духе фильма «Тупой и еще тупее».
Авторам новых произведений, которые будут тут же выложены в интернете, все равно, кто что делал в мировой культуре и делал ли то, что делают они. Им главное со ржачем обнажить зад, облить его керосином, поджечь, с воем спуститься по склону на снегокате, свалиться в сугроб и потом долго орать в кадре.
Это новая культурная ситуация, которую мир еще не осознал. Массы наконец-то вмешались в культуру, и культура тут же превратилась в хрень.
Что хорошо: теперь мы отчетливо понимаем, насколько велик в мире процент идиотов. Он, к несчастью, реально велик.