Во-первых, это первая встреча двух лидеров после того, как Турция сбила российский бомбардировщик Су-24 в ноябре прошлого года, по словам Анкары, нарушивший ее воздушное пространство. Во-вторых, это первая встреча после эрдогановского письма с извинениями, которое дало старт фактически процессу нормализации российско-турецких отношений. В-третьих, это первый зарубежный визит Эрдогана после неудавшейся попытки государственного переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля, положившей начало массовым чисткам в Турции и ставшей причиной резкого ухудшения отношений Анкары со странами Запада. Вдобавок ко всему встреча проходит на фоне сирийского кризиса, в который становятся все больше вовлечены как Россия, так и Турция и в урегулировании которого оба государства заинтересованы. Итак, какие вопросы будут обсуждаться на предстоящей встрече и чего следует ожидать по итогам?
Снятие санкций и возобновление чартерного авиасообщения
Вопросы экономического сотрудничества будут в первую очередь рассмотрены на встрече глав России и Турции. О чем, кстати, на прошлой неделе заявил сам Эрдоган. «Я буду 9 августа в Санкт-Петербурге, где на встрече с президентом России хочу обсудить наше экономическое сотрудничество и кризис с российским самолетом, по которому Турция показала свою чувствительность», — заявил президент Турции.
Ранее Путин дал поручение правительству проработать решение о возобновлении торгового сотрудничества с Турцией и о снятии санкций. На заседании Правительства 30 июня этот вопрос был поднят. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев посоветовал не спешить в этих вопросах и действовать поэтапно. «Здесь необходимо, с одной стороны, отменять эти ограничения с учетом улучшения общеполитического фона, но, конечно, не в ущерб российским производителям и тем партнерам, которые уже заняли высвободившиеся ниши российского рынка», — заявил Медведев.
На встрече в Санкт-Петербурге ожидаются заявления о восстановлении чартерного сообщения между странами. Для изучения этого вопроса 3 августа в Турцию отправилась группа российских специалистов из Минтранса, Ространснадзора и Росавиации. Министр транспорта РФ Максим Соколов дал поручение членам делегации подготовить отчет о состоянии хабов в стране и представить его к 9 августа.
Турецкий туристический бизнес с нетерпением ждет радостных вестей о восстановлении чартерного авиасообщения. Согласно данным Статистического института Турции (TÜİK), в сфере туризма зафиксирован сильнейший кризис за последние 22 года. Среди главных причин кризиса в отрасли называются возросшая террористическая активность в стране и кризис в российско-турецких отношениях. Количество российских туристов в первом полугодии 2016 года сократилось на 87% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Проект «Турецкий поток»
В числе экономических тем будет рассмотрен проект строительства газопровода «Турецкий поток». Это важнейший мегапроект двухстороннего сотрудничества, о строительстве которого неожиданно для всех объявил Путин во время своего визита в Турцию еще в декабре 2014 года. Предполагалось, что трубопровод с российским газом будет проведен по дну Черного моря через территорию Турции в сторону турецко-греческой границы. 1 декабря 2014 года между «Газпромом» и турецкой компанией Botas Petroleum Pipeline Corporation был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода «Турецкий поток». Ожидалось, что в ближайшее время будет заключено межправительственное соглашение, однако по различным причинам его подписание откладывалось (проблема стоимости и объема поставок, вопрос предоставления скидки, внутриполитический кризис в Турции). После инцидента с самолетом тема «Турецкого потока» и вовсе не поднималась, хотя российская сторона не заявляла об отказе от проекта.
Об отказе от проекта также не говорила и турецкая сторона. А на прошлой неделе министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что политическое решение по «Турецкому потоку» уже имеется и что конечный импульс по строительству газопровода будет дан на встрече Путина с Эрдоганом в Санкт-Петербурге.
Единственным вопросом остается количество ниток трубопровода. Турция хотела бы ограничиться одной ниткой для своего потребления, что России невыгодно, так как она, прежде всего, заинтересована в поставках газа в Европу. Поэтому российская сторона сейчас ведет переговоры о строительстве хотя бы двух ниток (отметим, что ранее речь шла о строительстве четырех ниток). Об этом в интервью «России 24» заявил министр энергетики Александр Новак. «Мы ведем сейчас речь о строительстве двух ниток, вторая из которых будет предназначена для европейских потребителей и может быть проложена по дну Черного моря и через территорию Турции», — сказал Новак.
Сирия
Помимо экономических вопросов стороны также обсудят и политические вопросы. Главной политической темой станет Сирия. С самого начала сирийского кризиса Анкара и Москва заняли противоположные позиции в конфликте, что в принципе не мешало их дружбе до недавнего времени, пока Россия не начала операцию в Сирии, что, естественно, не понравилось Турции, вложившей столько сил в сирийскую оппозицию. Собственно говоря, кризиса в российско-турецких отношениях не произошло бы, если бы у сторон была согласованная позиция по Сирии. Но мы имеем то, что имеем.
Надежды Анкары на смену режима в Дамаске на протурецкое правительство не оправдались. От поддерживаемой Турцией сирийской оппозиции почти ничего не осталось: часть уничтожена, часть пополнила ряды радикалов или перешла на сторону сирийской армии. Тяжким бременем для Турции стали сирийские беженцы, которых в стране насчитывается свыше 2,7 млн. В последнее время проблема беженцев стала все острее ощущаться в Турции, растет недовольство местных жителей, которые полагают, что социально-экономическая система Турции не в силах справиться с таким количеством сирийцев. Как говорят сами турки, беженцы не только нелегально занимают рабочие места, но и стали причиной роста преступности в стране, а сирийские нищие заполонили улицы крупных городов, что негативно сказывается на туризме.
Нормализация отношений с Турцией позволит сократить с ней число имеющихся недомолвок по Сирии, как оптимистично отметил глава МИД РФ Сергей Лавров. Однако насколько на самом деле удастся сократить эти недомолвки и на какие уступки смогут пойти стороны, вопрос сложный. Одно очевидно — в сирийском вопросе Москве и Анкаре ничего не остается, как начать слышать друг друга. В этом вопросе им придется в прямом смысле начать все с чистого листа.
Эрдоган попросится в ШОС
Вероятность того, что президент Турции заговорит о членстве в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), велика как никогда. Сейчас у Эрдогана самые напряженные отношения с Западом за все время его нахождения у власти (премьер-министр с 2003-го по 2014-й, президент с 2014-го). Причиной тому реакция ЕС на послепереворотные массовые аресты и увольнения в Турции, разговоры о возобновлении смертной казни и т. п., а также отказ США экстрадировать турецкого богослова, духовного лидера движения «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти обвиняют в организации переворота.
В сложившихся условиях Эрдоган непременно захочет заставить своих западных коллег понервничать и снова заговорит о ШОС как альтернативе ЕС, а то и НАТО. К тому же он уже делал провокационные заявления на эту тему. В июле 2012 года в эфире турецкого ТВ Эрдоган заявил, что постоянно посылает сигналы Путину, чтобы Турцию приняли в ШОС, и что во время своего визита в Россию он, разговаривая с президентом Путиным, пошутил примерно так: «Иногда ты в шутку цепляешься к нам, мол, зачем нам ЕС? Вот и я к вам прицеплюсь: примите нас в ШОС, и мы не будем обращать внимание на ЕС». В то время слова Эрдогана наделали много шума в СМИ. Тут же появились различные оценки турецких экспертов, которые в целом сводились к одному: ШОС — не альтернатива ЕС, а, скорее, альтернатива НАТО, но страна-член НАТО не может стать полноправным членом ШОС, и потому Турции в ШОС делать нечего. На этом страсти вокруг ШОС и поутихли.
Сейчас, когда в турецком экспертном сообществе модно рассуждать на темы «Выйдет ли Турция из НАТО?», «Отвернется ли от ЕС?», «Сблизится ли с Москвой?» и т. п., разговоры о ШОС как никогда актуальны.
Эшреф Сойсал, представитель Турции в ШОС (с 2012 Турция — партнер по диалогу ШОС), дал эксклюзивный комментарий для этой статьи: «После встречи (Путина и Эрдогана. — Forbes) мы ожидаем важных заявлений. С этого времени Турция станет играть активную роль в ШОС. К сожалению, до этого времени в Турции уделялось мало внимания ШОС». Насколько активную роль станет играть Турция в ШОС, он не разъяснил. Расценивать эти слова как стопроцентное подтверждение того, что на предстоящей встрече с российским президентом Эрдоган попросится в ШОС, нельзя, но и полностью исключать такую вероятность все же не стоит.