К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Из полпредов в дипломаты: чем новый посол России на Украине отличается от предыдущих

Фото REUTERS / Kai Pfaffenbach
Фото REUTERS / Kai Pfaffenbach
Отставка Михаила Зурабова и назначение на пост российского посла в Киеве Михаила Бабича были заслонены одновременными кадровыми перестановками внутри России. Но это едва ли не самое важное решение Кремля, принятое в тот день

При Владимире Путине должность российского посла на/в Украине никогда не являлась просто одним из многих дипломатических постов. Начиная с 2001 года – с момента назначения послом политического тяжеловеса Виктора Черномырдина, профессиональным дипломатам не доверяли возглавлять посольство в Киеве. На смену бывшему премьеру-газпромовцу пришел Михаил Зурабов – тоже крупный чиновник и бизнесмен, бывший министр, долгие годы входивший в окружение как Ельцина, так и Путина. Первый  отработал в Киеве  восемь лет, второй – семь, сроки вдвое дольше обычных.

Российский посол на Украине – это своеобразный политический эмиссар, обладающий необходимым номенклатурным весом как в глазах принимающей стороны, так и для кремлевской элиты. Он должен иметь возможность позвонить в любой момент самому высокопоставленному чиновнику в Москве, твердо зная, что на другом конце провода трубку незамедлительно поднимут. Также ему должен лично  доверять президент. В противном случае переговоры будут вестись через его голову. Черномырдин и Зурабов как раз обладали таким потенциалом.

В тридцать лет он стал первым заместителем губернатора Московской области. Правда, он быстро поссорился с Громовым и был вынужден уйти замом в  Ивановскую область. В тридцать три Бабич возглавил правительство Чечни, но уже через четыре месяца у него возникает конфликт с Кадыровым-старшим, и он покидает Грозный. В 2003 он избирается по одномандатному округу в Госдуму, а в следующем году возглавляет избирательный штаб генерала Шпака, победившего на выборах рязанского губернатора. В Думе Бабич остается до 2011 года, выступая эффективным лоббистом силовиков, а затем следует его назначение на должность полпреда в Приволжский федеральный округ.

 

Михаил Бабич представляет собой типичное порождение нашего времени  - «эффективный» политический менеджер, с военным бэкграундом и опытом работы в бизнесе. У него сравнительно широкий кругозор за счет работы в  разных регионах и на различных должностях.  Он выступал и как чиновник и как депутат, был и в роли администратора, и в роли контролера. А работу в Чечне смело можно приравнять к дипломатическому заданию – по необходимости приспосабливаться к восточным нравам и учитывать интересы разнообразных кланов. Тот же самое пять лет полпредом в многонациональном Поволжье с его сильными автономными республиками. У Бабича отличные отношения с Владиславом Сурковым, курирующим отношения с Украиной сегодня. Он свой для спецслужб и для администрации президента. Так что несмотря на отсутствие опыта дипломатической работы, Бабич – почти идеальная кандидатура с точки зрения Кремля.

Однако ни номенклатурный опыт, ни наличие связей вовсе не гарантируют успеха, что показали как события «Оранжевой» революции, так и Евромайдан. В обоих случаях российские представители не смогли ни предугадать развитие событий, ни как-то повлиять на них. И в 2004 и в 2014 гг., роль послов свелась к чисто формальным процедурам. Оказалось, что в момент резкого обострения общественно-политической ситуации, когда необходимо иметь постоянный контакт с обеими конфликтующими сторонами, гибко реагировать на быстроизменяющуюся ситуацию, принимать самостоятельные решения, люди с менталитетом постсоветского чиновничества оказываются на это неспособны.

 

Недаром жалобы на закрытость последнего для прессы были обычным делом среди киевских журналистов. В свое время Путин сказал, что российская дипломатия в странах СНГ принципиально ведет диалог только с официальной властью. Этим она отличается от западных дипломатов, старающихся активно работать с НГО, оппозиционными партиями, неформальными лидерами общественного мнения. В результате имидж России на Украине еще задолго до событий зимы 2013-2014 года был безнадежно дискредитирован, а посольство не могло выполнять своего прямого предназначения -  защиты интересов представляемой им страны, и снабжения достоверной информацией его руководства.

Михаил Бабич

Достаточно вспомнить как неумело и непоследовательно вела себя Москва в критические дни - миссия Владимира Лукина с неясными полномочиями и целями, попытка проведения съезда депутатов Юго-Востока в Харькове, провалившаяся, не успев начаться. Действия Кремля уже после свержения Януковича представляли собой отчаянную импровизацию, весьма успешную в плане повышения рейтинга власти внутри страны и закрепления геополитического давления на Киев, но к ней посольство уже не имело никакого отношения.

 

Сегодня Михаил Бабич, выполнивший последнее поручение Кремля в ПФО – представив нового вятского губернатора взамен арестованного Никиты Белых, и получивший согласие на назначение от палат Федерального Собрания, ожидает агремана от киевских властей. Но что ждет его на Украине?

Газпром практически прекратил продавать газ Украине, постоянно вспыхивают конфликты относительно транзита газа в Европу, идут бесконечные судебные тяжбы о выплате России суверенного долга, объем двусторонней торговли стремительно сокращается (только за четыре месяца 2016 года снизился на 40%). Буквально на днях приостановлена деятельность 243 российских компаний. Обвиненных в незаконной торговле с ДНР и ЛНР. Вспомним  и энергоблокаду Крыма, проблемы, связанные со строительством Керченского моста (формально требуется согласие Украины, по крайней мере, проблема может  возникнуть), аварийные поставки электроэнергии из России в моменты пиковых нагрузок. Разумеется, возможности посла по всем этим вопросам крайне ограничены, но он может создавать условия для диалога.

Что до softpower, то сегодня, после Евромайдана, Крыма и двух лет войны на Донбассе,  ее использование крайне затруднено и требует чрезвычайной деликатности. Имидж России на Украине исключительно негативный, если говорить об управляющих элитах и о западных регионах страны.  Отношения хотя бы из-за одного отдельно взятого Крыма никогда не будут прежними, но необходимо стараться, чтобы позиция Москвы была услышана, чтобы имелась возможность вести цивилизованное общение с гражданским обществом Украины. Надо работать на снижение градуса зашкаливающей ненависти по отношению к РФ. Сможет ли сделать это Бабич, известный своей жесткостью и частыми конфликтами? Ведь работа полпреда не требовала навыков softpower. Ответ мы узнаем уже скоро.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+