Субботняя ночь надолго запомнится не только жителям Стамбула и Анкары, но и всей Турции — в стране была совершена попытка государственного переворота. «Кровавая пятница» и «победа демократии» — так охарактеризовали события турецкие СМИ/ Действительно, в ночь на 16 июля в стране творился хаос - мятежники перекрыли два моста через Босфорский пролив в Стамбуле. В Анкаре они взяли под свой контроль здание Генштаба турецкой армии. Турецкие бомбардировщики, захваченные ранее зачинщиками переворота, нанесли несколько ударов по президентскому дворцу, зданиям, где расположены парламент и офис премьер-министра в Анкаре. Они взяли в заложники военных и журналистов телеканала TRT. Мятежники прорвались в центр Dogan Media Group, которому принадлежат телеканал CNN Turkи, самая влиятельная оппозиционная газета Hurriyet, где также взяли в заложники несколько журналистов.
Целью зачинщиков переворота также был лично президент Реджеп Тайип Эрдоган. Вертолеты ВВС Турции нанесли несколько ударов по отелю в курортном городе Мармарис, где за несколько часов до этого находился Эрдоган, успевший вовремя улететь в Стамбул. Из Стамбула турецкий президент через систему видеозвонков Facetime призвал своих сторонников дать отпор мятежникам.
Власти страны возложили ответственность за происходящее на группу военных из состава военной полиции и ВВС страны. Об этом заявил исполняющий обязанности главы Генерального штаба Турции Умит Дюндар. Отмечается, что за мятежниками стояло движение «Хизмет» известного турецкого богослова Фетхуллаха Гюлена, движение которого власти Турции называют FETO (тур. Fetullahçı Terör Örgütü - Террористическая группировка фетхуллахчистов, или гюленовцев, как в российских СМИ обозначают сторонников движения). В Турции организация считается террористической.
Сам Фетхуллах Гюлен выступил с важным заявлением. Он сказал, что его движение не имеет никакого отношения к попытке переворота и осудил произошедшее. «Как человек, который сам пострадал от военных переворотов, имеющих место в стране в последние 50 лет, меня особенно оскорбляет то, что меня обвиняют в этом. Я категорически отрицаю какую-либо связь с попыткой переворота», - заявил богослов.
Турция — страна с богатым «переворотным» прошлым. Начиная с 1960-х годов здесь постоянно время от времени происходили государственные перевороты: в 1960-м, в 1971-м, в 1980-м, были попытки и в 1990-е .
Если ранее при прежних военных переворотах руководство всех армейских подразделений совместными усилиями «наводило порядок» в стране, то сейчас военные разделились — большинство выступило с осуждением переворота. По словам главы Генерального штаба Турции Умита Дюндара, с самого начала военное командование армии не поддержало переворот. С осуждением переворота выступили ведущие общественные деятели, журналисты, политологи и т.п. Причем не только те, кто придерживается проправительственных взглядов, но и оппозиция.
Обращает на себя внимание колонка известного турецкого журналиста и политолога, ярого критика существующего в Турции режима Ахмета Хакана. В колонке, опубликованной в газете «Хюрриет», он написал :«До этого времени я много и жестко критиковал президента, правительство, министров. Но я испытываю бесконечное уважение к властям за их вчерашние действия». По мнению Ахмета Хакана, вчера был день сторонников демократии. О победе демократии высказались и другие видные турецкие общественные деятели, с заголовками про победу демократии вышли ведущие турецкие СМИ. Про победу демократии пишут турки в соцсетях.
Несостоявшиеся попытка переворота в Турции — парадоксальное явление, это одновременно и победа, и удар по демократии. Неудавшийся переворот сплотил турецкое общество, которое помнит все предыдущие перевороты и их влияние на общественную и экономическую жизнь в стране. Турки уверены: каким бы плохим ни было гражданское правительство, оно все равно лучше любого военного режима. С другой стороны, нынешний успех Эрдогана может стать ударом по турецкой демократии — теперь все несогласные с турецким режимом могут легко быть обвинены в связях с гюленовцами.