К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Крах эпохи профессионалов: как технологии меняют человечество

Фото REUTERS / Stefano Rellandini
Фото REUTERS / Stefano Rellandini
Подвижный большой палец в мире перманентного онлайн постепенно вымещает уже привычную устную и даже письменную речь. Сегодня эмодзи, мемы, различные сокращения – это не только общение, но уже часть нашего упрощенного мышления

Мы сами не заметили, как последние девять лет коренным образом изменили нашу среду обитания. Пускай эти изменения затрагивают лишь 1/7 населения планеты, но забавно наблюдать, как после двух миллионов лет эволюции нам внезапно оказалась нужна повышенная подвижность большого пальца для набора сообщений в мессенджерах. То, что позволило человеку в свое время обойти конкурентов, существенно улучшив моторику и хватательные способности наших предков, теперь обрело новую коммуникативную функцию.

Подвижный большой палец в мире перманентного онлайн постепенно вымещает уже привычную устную и даже письменную речь. Сегодня эмодзи, мемы, различные сокращения – это не только общение, но уже часть нашего упрощенного мышления.

Итак, рассмотрим текущий тренд – человек прямо ходячий уже не всегда ходит прямо, большую часть своей жизни начинает проводить в f-образной позе, походит на логотип социальной сети Facebook. Смартфоны стали продолжением нашей руки, его отсутствие вызывает дискомфорт: половина американских подростков уже признала зависимость от своего смартфона. Психотерапевты воодушевленно потирают руки и описывают все новые и новые психические отклонения современных тинэйджеров. В данном случае в термин «тренд» я вкладываю следующий смысл: закономерность событий, которые уже начались задолго до сегодняшнего дня и будут продолжаться на горизонте управленческих решений 3-5 лет. Тренды можно игнорировать, с ними можно работать, но они являются проявлением принятых решений задолго до нас.

 

Рост продаж смартфонов и планшетов поражает воображение. Рекордные показатели Apple по капитализации достигаются именно за счет продажи смартфонов. Все было бы хорошо, если бы не одно досадное но. Тач-пад устройства созданы лишь для потребления контента, а не для его создания. Судя по росту продаж умных устройств и количеству времени, проведенного в социальных сетях, люди все меньше и меньше созидают. Нас ждет эпохальный кризис производства высокоинтеллектуальной продукции, кризис профессионалов на поле творчества и креатива.

Рынок десктоп устройств постепенно затухает, он менее привлекателен с точки зрения продаж и получения прибыли, но при этом именно здесь и генерируется весь тот многотерабайтный контент, который воодушевленная аудитория социальных сетей сутками потребляет. Квази-будущее тач-пад технологий, шаблонных готовых решений потребления, flat-дизайна и минимализма выступает против своих же создателей.

 

Посмотрите на наиболее развивающиеся отрасли сегодняшней креативной индустрии, где создаются новые смыслы, где искусственный интеллект не сможет заменить человека,  вся эта армия очень прогрессивных людей производит контент с помощью архаичных мышек и клавиатур. Сложно создать дизайн нового приложения или сайта на смартфоне, работать с таблицей Excel с 10 000 строчек на тач-паде, спроектировать электродвигатель для электрокара на iPhone. 

Разрыв между инструментами профессионального созидания и инструментами потребления начинают слишком сильно отличаться не только способами ввода и вывода информации, но и по типу работы с ними. Если мы рассмотрим предыдущие технологические рывки, у нас всегда была связь с предыдущей технологией, были мостики между прошлым, настоящим и будущим. Это легко можно отследить, например, по САПР-инструментам (САПР — cистема автоматизированного проектирования). За тысячи лет до появления AutoCad и компаса древние египтяне и греки использовали чертежи для создания замечательных архитектурных творений, постепенно чертежи становились все сложнее, но последующее поколение инженеров и архитекторов понимало предыдущее. С появлением персональных компьютеров стало возможным создавать твердотельные модели, а уже по ним получать конструкторскую документацию для производства. Софт развивался, программные пакеты «пухли» от функционала. Сегодня инженер-конструктор может помимо проектирования технической системы выполнять ее обсчет в различных CAE-пакетах (Computer-aided engineering — программы и программные пакеты, предназначенные для решения различных инженерных задач).

Современные САПР ничего общего не имеют с тем квази-будущим, который создал Стив Джобс. Никакого минимализма и сверх-удобства, никаких упрощений — только хардкор.

 

Скриншот SolidWorks

Сложность технических систем безумно возрастает, софт еле поспевает за требованием творцов. Но при этом современные дети мышку в руках не держали – как они смогут лет через пять работать с подобным инструментарием из неупрощенного мира?

Когнитивный барьер нарастает не только в области использования софта. Он находится в области умения творить. Современная школа практически утратила функцию обучения думать и создавать. Теперь все сводится к банальному копипасту, «ОК, Google» и использованию готовых шаблонных решений. Instagram выиграл конкурентную борьбу у Twitter именно потому, что смог предложить возрастающей армии подростков инструмент по шаблонному и быстрому созиданию забавных фотографий. 

Как смогут появляться новые фотографы? Если раньше можно было легко проследить профессиональный рост от мыльницы и любительской зеркалки до профессионального фул-фрейм фотоаппарата, то каким образом пересадить школьников с любимого смартфона на «баланс белого», «диафрагму» и «экспозицию»? Или в принципе, фотография – как способ проявления своего «Я» умрет?

Словом, у нас есть несколько серьезных ограничений по работе с подрастающим поколением:

1. Как бы ни развивались поисковые системы, но это лишь инструмент в руках человека и его эффективность прямо пропорциональна ментальному бэкграунду ищущего. Если ты не знаешь про теорию относительности, ты не сможешь сформировать необходимый запрос про гравитационные волны;

 

2. Искусственный интеллект (ИИ) в ближайшее время начнет работать со смыслами, по крайнее мере, он сможет давать семантическое описание различных графических объектов из сети: благо за последние 30 лет мы столько сгенерировали, что еще ни одному поколению лентяев хватит материала. Итого, зачем создавать, если можно взять уже готовое и модифицировать и адаптировать? Здесь я имею в виду создание принципиально нового, формирование новых смыслов. Поверьте, ИИ в ближайшее время смогут писать неплохие рассказы, может, даже книги, может, даже по заведомо написанным сценариям.

Но у человека есть потребность в написании. Мы так привыкли мерить окружающий мир исключительно со стороны потребителя контента, что совершенно забыли про тех немногих, которые своими произведениями нас вдохновляют, направляют, воодушевляют. История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Но быть может не было бы программы «Апполон», если бы Жуль-Верн за 100 лет до этого не написал «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут». Иных инструментов распространения своих идей как облачение их в виде текста, музыки, фотографии, графики и так далее мы пока не придумали. Новых инструментов самовыражения нет. Это территория человека.

3. И в завершении, пожалуй, самое критичное — социальное признание. Когда-то ценились нобелевские и пулитцеровские премии. Теперь важнее быть «лайкоемким», особенно для детей. Не так давно в сети произошел показательный случай деградации общества в области подобного «признания». Мальчика унижали за малое количество лайков – и вся страна решила ему помочь, лайками естественно. 

С недавних пор мерой успеха в созидании стало количество просмотров, «лайков» и «сердечек». Сиюминутная известность становится важнее, чем «закрепиться в веках». Что делать с утратой мотивации творить? Этот вопрос я оставляю открытым.

 

Завершить свою колонку я хочу воодушевляющей цитатой: «Твой iPhone мощнее, чем все компьютеры NASA в 1969. NASA послало человека на Луну – ты посылаешь птиц в поросят»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+