Открытость и прозрачность американской политической системы неизбежно привела к росту влияния группы интересов на избирательный процесс. Видные ученые и аналитики – Самюэль Хантингтон, Джон Миршаймер и Брюс Роббинс – в разное время отмечали, что наиболее существенное воздействие на кандидатов в президенты оказывает не народное большинство, а организованное меньшинство. По мере возрастания внеинституциональных факторов в избирательном процессе, все больше экспертов поддерживают гипотезу о том, что чрезмерное усиление групп влияния несет угрозу демократии в стране.
Новая политическая культура
Продолжительное время американская политическая культура зиждилась на философских учениях отцов-основателей и протестантской этике. Политика выступала исключительном в манихейском обличии противостояния «прогресса и реакции» (светскость) и «добра и зла» (протестантизм). Баланс светскости и религиозности позволил минимизировать риски раскола общества, что стало существенным достижением американских политиков и мыслителей того времени. Однако дальнейшие социальные и экономические потрясения существенным образом изменили ее политическую культуру. После Великой депрессии политика стала восприниматься как прагматичный процесс, в котором идет борьба разных групп интересов. При этом электоральное большинство, уставшее от материальных и идеологических кризисов, начинает тяготеть к центру. Это привело к тому, что партийные элиты начинают балансировать вокруг центристского большинства: республиканцы двигаются к центру справа, а демократы слева.
После окончания Второй мировой войны в США начинаются широкие дискуссии о политической культуре. Влиятельные американские политологи, среди которых Луис Харц, Дэниел Белл и Сеймур Липсет, пришли к выводу, что американское общество гомогенно. В частности профессор Харц отмечал, что главными элементами «новой политической культуры» являются индивидуализм, демократия, равенство возможностей и конституционализм. В целом Белл и Липсет разделяли точку зрения своего коллеги о либеральной природе американского политического сознания. Однако они также считали важным сохранение протестантской этики, которая должна приспособиться к либеральному сознанию большинства (либерально-протестантская культура). Важно отметить, что под «приспособлением» ученые подразумевали терпимость к плюрализму мнений и интересов.
Конечно, новая политическая культура возникла не случайно. США вышли из Второй мировой войны в статусе сверхдержавы, которая должна была противостоять главному триумфатору – Советскому Союзу. Победа в войне принесла широкую международную популярность социал-коммунистическому движению, и Вашингтону было важно выдвинуть альтернативную модель, которая бы опиралась на ее собственную политическую культуру. Кроме того, было важно найти объяснение различным внутреннеполитическим процессам: резкое изменение экономического курса, победа ирландца-католика Джона Кеннеди на президентских выборах и др. В-третьих, важной задачей стало преодоление общественного раскола, связанного с расовой сегрегацией. Важно и то, что Демократическая партия выдвинула на первое место защиту прав меньшинств.
Именно афроамериканцы, будучи основой протестного движения в 1960-х годах, сыграли ключевую роль в сломе традиционной политической культуры.
Афроэлекторат
С конца 1970-х афроамериканский фактор становится важнейшим компонентом в избирательном процессе. Кандидаты в президенты, желающие достичь успеха, должны учитывать пожелания цветных общин по всей стране. По данным Бюро переписи населения на июль 2010 года, в США проживает 42 млн афроамериканцев, что составляет 13% от всего американского населения. Эксперты Института Гэллапа считают, что к 2050 году эта цифра возрастет до 15,6%. Традиционно большинство афроамериканцев ориентировано на Демократическую партию. Доклад Центра политических исследований Калифорнийского университета показывает, что с 1992-2012 годов 76% афроамериканцев поддерживали демократов на федеральных и региональных выборах. Это связано с тем, что значительная часть черного населения живет за гранью бедности и борется за увеличение социальных пособий от федерального правительства и властей штатов.
Значительное влияние на политическую ориентацию афроамериканцев оказали три политика: Том Брэдли, Билл Клинтон и Барак Обама.
При поддержке партийной элиты в 1982 году на пост губернатора Калифорнии выдвинулся темнокожий политик Том Брэдли. Предварительные опросы показали, что 98% жителей штата хотят видеть афроамериканца своим губернатором. Однако, по итогам подсчетов, победу одержал белый республиканец Джордж Дюкмеджян. Таким образом, значительная часть белого населения Калифорнии солгала во время предварительного опроса, опасаясь обвинений в расизме. «Эффект Брэдли» еще больше укоренил симпатии афроамериканцев к демократам.
Президент Билл Клинтон не только увеличил социальные пособия и льготы, но и первым привел в Белый дом четырех темнокожих политиков. Неудивительно, что Клинтон до сих пор остается самым популярным президентом среди афроамериканцев. Бывший чернокожий мэр Атланты Эндрю Янг назвал Клинтона «первым черным президентом Америки». Отчасти популярность Билла оказывает непосредственное влияние на высокий рейтинг доверия афроамериканцев к его супруге и кандидату в президенты Хиллари Клинтон (69%). Сенатор Обама, ставший первым чернокожим президентом США, оказал колоссальное влияние на цветной электорат. Во время многочисленных выступлений, он подчеркивал, что именно Демократическая партия «искреннее забоится обо всех меньшинствах». Обама также отмечал, что афроамериканская политическая активность способствовала расширению демократической и плюралистической составляющих политической системы США.
Как и большинство религиозных меньшинств, в поддержку кандидатов-демократов выступает влиятельная община афроамериканских католиков. Примечательно, что с 2004 года демократы переманили на свою сторону афроамериканцев-мусульман, которые в 2000 году поддержали Буша-младшего. Партийная переориентация была связана с непопулярными кампаниями в Афганистане и Ираке. И хотя Буш подчеркивал разницу между исламом и радикальным фундаментализмом, афроамериканские исламские организации считали, что Белый дом поощряет антимусульманские настроения в обществе. По данным организации Zogby International на выборах 2004 года 93% афроамериканских мусульман поддержали Джона Керри, а в 2008 году 97% отдали свои голоса Бараку Обаме.
quote_block node/318287Несмотря на высокий рейтинг доверия к демократам, увеличивается число афроамериканцев-республиканцев. В 2000 году была создана Лига афроамериканских бизнесменов (ЛАБ), которая поддержала республиканца Джорджа Буша-младшего. Неудивительно, что афроамериканцы Кондолиза Райс (советник по национальной безопасности; госсекретарь) и Колин Пауэлл (госсекретарь) занимали ключевые посты в его будущей администрации. Многие аналитики считают, что ЛАБ является наиболее влиятельной и организованной лоббистской группой в афроамериканской среде. Профессор Тони Смит называет эту организацию «организованным компонентом внутри неорганизованного меньшинства». Республиканцы также пользуются всесторонней поддержкой трех влиятельных религиозных институтов: Африканской методистской епископальной церковью (2,5 млн адептов), Африканской методистской епископальной сионской церковью (1,8 млн) и Африканской церкви адвентистов седьмого дня (1,2 млн).
Примечательно, что доктор Бен Карсон, баллотировавшийся на пост президента от Республиканской партии, является почетным членом ЛАБ и адептом церкви адвентистов седьмого дня.
quote_block node/319379По мнению аналитиков из Pew Research, голоса чернокожих американцев станут ключом к победе в Колорадо, Вирджинии, Мичигане, Огайо, Пенсильвании, Северной Каролине, Флориде и Теннеси. Этот факт имеет принципиальное значение, так как на нынешних выборах Мичиган, Северная Каролина и Флорида имеют статус «колеблющихся штатов». Таким образом, получить поддержку большинства афроамериканцев означает победу в штате (Winner Takes All). По предварительным опросам наибольшим рейтингом доверия там по-прежнему пользуется Хиллари Клинтон, а самым непопулярным является Дональд Трамп. Радикальные высказывания республиканца оттолкнули цветной электорат, что уже крайне негативно сказывается на имидже партии. Некоторые специалисты считают, что Трамп может улучшить свое положение, если выдвинет Красона в качестве кандидата в вице-президенты. Однако не все так просто. Во-первых, за Трампом прочно закрепилась репутация расиста и сексиста. Во-вторых, Красон также республиканец и яркий представитель зажиточной афроамериканской элиты, который не имеет влияния на значительную часть «черной Америки». Таким образом, у Трампа не получится кардинально изменить ситуацию и повысить свой рейтинг, что дает весомое преимущество Клинтон на ноябрьских выборах.