К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правительство давит на газ: к чему приведет рост налогов

Фото Алексея Кузьмичева для Forbes
Фото Алексея Кузьмичева для Forbes
Повышать НДПИ для независимых производителей газа можно, но только после отмены экспортной монополии «Газпрома»

Минфин вновь вышел с идеей повысить НДПИ для газовой отрасли, и в отличие от повышения налогов на нефтянку это давно перезревшая и здравая идея. Газовая промышленность существенно недоплачивает в бюджет: в этом году плановые поступления от газовиков по НДПИ и экспортным пошлинам составляют порядка триллиона рублей, в то время как от нефтяной отрасли — около 5 триллионов. Эффективная ставка НДПИ для «Газпрома» составляла в первом полугодии этого года, согласно отчетности по МСФО, $21 за тысячу кубометров при цене продаж газа в дальнее зарубежье $182 за тысячу кубометров, в бывшем СССР — $159 за тысячу кубометров, на внутреннем рынке без НДС — $55 за тысячу кубометров. Нефтяные компании платили НДПИ в первом полугодии по ставке $73 за тонну добытой нефти. «Газпром» уплачивает государству в виде налогов и пошлин менее 30% от выручки, тогда как нефтяные компании — стабильно в районе половины выручки. По каким критериям ни оценивай — «национальное достояние» на деле вовсе не спешит делиться своими доходами с нацией.

Низкие налоги приводят к тому, что «Газпрому» оттягивают карман лишние деньги, которые массово тратятся на невостребованные проекты — в прошлом году эксперты оценили совокупные траты на ненужные проекты в 2,4 трлн рублей. Это и невостребованные добычные мощности, введенные без должной оценки спроса, и затраты на недостаточно эффективные трубопроводные проекты — загруженный всего на 40% газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, недогруженный на треть из-за неспособности договориться с Еврокомиссией Nord Stream, списанные сотни миллиардов рублей на отмененном «Южном потоке» и связанном с ним «Южном коридоре».

За счет этого богатеют приближенные к руководству страны подрядчики — совокупная годовая выручка крупнейших подрядчиков «Газпрома», «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко, составляет почти полтриллиона рублей. А Пенсионный фонд России остается дефицитным — «Газпром» платит всего 2% страховых взносов на фонд оплаты труда в целом по стране, в то время как основная нагрузка (общие сборы по страховым взносам составляют порядка 5 трлн рублей в год) ложится на предприятия конкурентных отраслей, создающих большинство рабочих мест (торговля, обрабатывающая промышленность, услуги, строительство).

 

Смотреть рейтинг 200 крупнейших частных компаний России>>

Так что налоги на газовую отрасль повышать необходимо.

 

Вместе с тем новые предложения по повышению НДПИ предлагают сфокусировать основное бремя дополнительного налогообложения не на «Газпроме», а на независимых производителях газа (по данным СМИ, Минфин рассчитывает на дополнительные сборы от увеличения НДПИ в 2017 году в сумме 179 млрд рублей, из которых 100 млрд должно поступить от независимых производителей). Независимые против повышения, мотивируя это отсутствием допуска к экспорту газа, на котором «Газпром» зарабатывает большую прибыль. Контраргумент Минфина: сейчас экспортные цены упали, в связи с чем маржа внутреннего и внешнего рынков сопоставима и какой-то особо чувствительной разницы в доходах нет.

Этот довод Минфина хорош тем, что открывает возможность для постановки вопроса о полном снятии ограничений на экспорт газа для независимых производителей. Хотите повысить им налоги? Отмените экспортную монополию «Газпрома», которая давно утратила всякий смысл.

Напомню, что исключительное право на экспорт газа (существовавшее у «Газпрома» по факту за счет контроля над экспортной трубой все последние 25 лет и законодательно оформленное в 2006 году) мотивировалось нежелательностью конкуренции между российскими поставщиками газа, которые, соревнуясь друг с другом, могли демпинговать и за счет этого уменьшить общий национальный доход от газового экспорта. Сегодня такая постановка вопроса неактуальна минимум по трем причинам.

 

Во-первых, мировые цены на нефть, к которым привязано ценообразование по большинству газпромовских экспортных контрактов, упали, судя по всему, надолго, и каких-то сверхдоходов от газового экспорта можно больше не ждать: цен на уровне $400 за тысячу кубометров, какие мы видели в 2008 году, мы больше не увидим. Более того, потребители «Газпрома» в Европе успешно давят на «Газпром» с целью изменения контрактных условий и снижения в них постоянных компонент, завышающих цену (условие take or pay), или ослабления привязок к нефтяным котировкам и увеличения формульных составляющих, связанных со спотовым рынком. Из-за этого цены европейских продаж «Газпрома» все сильнее отвязывались от цен нефти: если в 2008 году, когда средняя цена нефти Brent была $97 за баррель, средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье составляла $407 за тысячу кубометров, то в 2014-м, при среднегодовой цене Brent $99 за баррель, европейская экспортная цена «Газпрома» оказалась всего $349 за тысячу кубометров. То есть потери выручки из-за ослабления старых контрактных механизмов, поддерживавших сверхвысокие цены, были и так ощутимы — и неудивительно, ведь «Газпром» серьезно теснили на европейском рынке конкуренты (Норвегия и Катар за 10 лет увеличили объемы поставок газа на европейский рынок более чем на 60 млрд кубометров в год при общем снижении европейского спроса почти на 100 млрд кубометров в год), и частично восстановить объемы экспорта в этом году он смог только за счет резко снизившихся цен.

На этом фоне глобального и затяжного снижения цен флуктуации в контрактных ценах экспортеров становятся незначимой величиной, которой можно пренебречь. Кстати говоря, это признает и Минфин, в своих рассуждениях прямо указывая на исчезновение экспортных сверхприбылей — главного фактора, сдерживавшего либерализацию газового экспорта.

Во-вторых, ситуация в газовой отрасли кардинально отличается от положения дел в нефтянке, где либерализация экспорта в начале 1990-х действительно приводила к краткосрочным эффектам демпинга и определенных упущенных доходов на внешних рынках. Тогда красным директорам, управлявшим предприятиями до приватизации середины 90-х, досталась готовая инфраструктура месторождений — добывай себе нефть и торгуй.

Независимые производители газа находятся в принципиально другой ситуации: ни одно свое газовое месторождение они не получили просто так, разрабатывали их с нуля, и им принципиально важно обеспечить возвратность инвестиций, так что условий для демпинга тут попросту нет. А небольшой опыт ограниченного допуска независимых к экспорту сжиженного природного газа (СПГ) показывает, что они могут быть много конкурентоспособнее «Газпрома», который пока самостоятельно не построил ни одного завода СПГ (действующий завод в рамках проекта Сахалин-2 был сооружен еще иностранными инвесторами до вхождения «Газпрома» в проект), в отличие от «Новатэка», который уже близок к вводу первого своего завода СПГ на Ямале. «Новатэк», похоже переиграл «Газпром» и по ценообразованию: его контракт на поставку СПГ в Китай привязан к бенчмарку Japanese Crude Cocktail — одному из самых дорогих бенчмарков в мире, тогда как «Газпром» заключил контракт с китайцами на поставку газа по «Силе Сибири» по какой-то не до конца понятной эксклюзивной формуле, которая содержит явный риск снижения доходов в будущем.

В общем, нет оснований ожидать, что независимые производители газа станут как-то так безбожно демпинговать, что обрушат наши доходы — они и так обрушились из-за неадекватной экспортной политики «Газпрома».

 

В-третьих, независимые производители продают газ на внутрироссийском рынке дешевле «Газпрома». Согласно данным отчетности по МСФО, средняя цена продаж газа «Роснефтью» в первом полугодии составляла 3250 рублей за тысячу кубометров без НДС, «Новатэком» — 3730, «Газпромом» — 3830. Если на независимых ляжет большее бремя налогообложения без допуска к экспорту, то это просто приведет к новому витку роста внутренних цен, а более конкурентоспособные поставщики, предлагающие нашим потребителям меньшие цены, по сути, будут наказаны. Это неправильно.

Вывод: экспорт газа нужно скорее либерализовать. Это позволит прекратить ненужные дискуссии по разнице цен на внутренних и внешних рынках. Полагаю, что и независимые производители газа согласятся с такой формулой: налоги можно повысить, но в обмен на это дать свободный допуск к экспорту.

Разумеется, автор этих строк категорически не согласен с идеей повышения налогов «просто так». Повышать налоги на газовую отрасль имеет смысл с единственной целью: закрыть наконец зияющую дыру с финансированием нашей пенсионной системы (учитывая опыт Норвегии, где газовые деньги целевым образом идут именно на это). Повышать налоги для того, чтобы финансировать существующий пакет ненужных и неэффективных бюджетных расходов на силовой блок, раздутое чиновничество, излишние государственные прожекты типа всяческого строительства «мостов в никуда» — не следует.

Однако сама по себе идея повысить налоги на газовиков оправданна. Впрочем, как уже было отмечено, только одновременно с полной и окончательной отменой экспортной монополии «Газпрома».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+