Инвесторы ждали от ФРС повышения ставки, разгружали портфели облигаций, сокращали позиции в американских акциях и оставались вдолгую в долларах. Кризис на рынках нефти и металлов, ослабление развивающихся рынков (особенно сырьевых экспортеров — Бразилии, России, ЮАР) — устойчивый тренд. Преобладало мнение: ФРС начнет осторожно повышать ставки, а ЕЦБ — стимулировать экономику еврозоны. Как изменились стратегии инвесторов и вообще взгляды на экономику после терактов 13 ноября 2015 года, означающих фактически новый этап войны между исламским терроризмом и западным миром?
Чтобы оценить последствия 13 ноября для экономики, необходимо вспомнить, что было после терактов 11 сентября 2001 года в США. И тут важна не первая реакция. После 11 сентября почти все активы обвалились. Нефть Brent, например, упала за два месяца на 40%. Но последующая реакция рынка нефти стала скорее политизированной, цены на нефть пережили ралли: они выросли на десятки процентов за период с ноября 2001 года по сентябрь 2002-го и принесли выгоду нефтедобывающим странам. Теракты 11 сентября не сломали долгосрочные тренды в основных финансовых инструментах.
Сегодня для ЕС важно, какие уроки извлекут правительства Франции, Германии и других стран из случившегося 13 ноября и насколько они смогут изменить стратегию на международном поле. После первой реакции доллара (пошел вверх), суверенных облигаций Германии (тоже вверх), золота (вверх) и фондовых индексов еврозоны (вниз) должен произойти пересмотр среднесрочных инвестиционных стратегий и крупными спекулянтами, и инвесторами из «третьего мира», держащими деньги в Европе и в США.
Соотношение доллар/евро останется главной темой для финансовых рынков Европы. Ожидания роста ставки ФРС и расширения программы количественного смягчения от ЕЦБ давят на евро в сторону паритета. Но поиски денег террористов всеми странами G7 могут привести к исходу арабских денег как из европейских, так и из американских банков, что повысит волатильность соотношений евро/доллар и евро/фунт.
В декабре-январе инвесторы могут:
1) уйти из прочих европейских суверенных бондов в облигации Германии — 10-летние «бундесы» (Bunds);
2) купить золото, не дождавшись рекомендованных ниже $1000 за унцию (многим ближневосточным фондам может показаться, что физическое золото и фьючерсы безопаснее счетов в долларах и евро);
3) продавать акции большинства европейских компаний, кроме банков и крупнейших экспортеров.
В США рынки облигаций и акций в значительной степени зависят от ФРС, которая может замедлить повышение ставок и без смены стратегии, а просто чтобы не усугубить панику на рынках. На развивающиеся рынки также повлияют ставки в США, хотя продолжится исход инвесторов из ближневосточных бумаг.
Российский рынок выиграет от такого развития событий, притом что главной его проблемой останется слабый экономический рост, отсутствие структурных реформ и американские (особенно финансовые) санкции. Однако нефть и возможный пересмотр (временный) приоритетов США добавит оптимизма хедж-фондам. Ожидая, что Запад на время приостановит давление на Россию из-за Сирии (если, конечно, с российской стороны не будет сюрпризов), спекулянты выкупят российский фондовый рынок и поддержат рубль.
И все же главный для нас фактор — нефть, а значит, конкуренция между Саудовской Аравией и только начавшим улучшать имидж и наращивать добычу Ираном. Эта тенденция, как и рост запасов нефти (включая массовую скупку танкеров под хранение), пока остается неизменными. По опыту 2001 года нужно подождать политических решений в США и Европе, которые заставят и спекулянтов, и потребителей во всем мире хеджироваться от роста цен.
Теракты в Париже значительно повысили вероятность полномасштабной наземной операции на всем Ближнем Востоке, которая уже не ограничится Левантом и затронет нефтедобывающие и транспортные регионы. Более того, возникает новый фактор для резкого скачка цен на нефть — ухудшение отношений между Западом и Саудовской Аравией, которая является центром суннитского мира и вполне может оказаться замешанной в финансировании и подготовке боевиков ИГИЛ*. («Финансирование, как мы установили, идет из 40 стран, в том числе из некоторых стран «двадцатки», — сказал Владимир Путин; Саудовская Аравия входит в G20.) Если это будет доказано, то Саудовской Аравии станет гораздо сложнее продолжать ценовую войну со сланцевой добычей в США и производителями нефти внутри и вне ОПЕК.
* Деятельность ИГИЛ запрещена на территории России.