Очевидно, что рубль зависит от нефти. Предсказывать рубль на один день, месяц — бессмысленное занятие. Однако в перспективе большое влияние на курс национальной валюты оказывает политика государства. В сегодняшних условиях единственный эффективный метод, который есть в распоряжении правительства, способный поддержать курса рубля на горизонте один–три года, — это сокращение дефицита бюджета. Реформа, модернизация экономики — это все сработает в долгосрочной перспективе, но, к сожалению, нет никаких признаков того, что этим кто-то реально озабочен. На Банк России рассчитывать не приходится — фундаментальные причины слабости рубля Центробанк самостоятельно «лечить» практически не способен.
Как правительство может помочь рублю?
Для начала идентифицируем фундаментальные причины слабости национальной валюты:
- Бюджетный дефицит;
- Рост денежной массы, ведущий к инфляции;
- Рост зависимости доходов бюджета от «сырьевой ренты». Этот пункт можно раскрыть в целую диссертацию о причинах провала диверсификации российской экономики и низкой производительности труда;
- Хронический отток капитала.
Что уже делает правительство, и какие меры, вероятно, будут приняты в будущем:
- Сокращение расходов бюджета с целью уменьшения бюджетного дефицита;
- Увеличение налоговой нагрузки (сейчас обсуждается изъятие 1 трлн рублей дополнительных налогов с экспортеров, что может покрыть до 40% прогнозируемого дефицита консолидированного бюджета);
- Улучшение баланса платежей между бюджетом и госкомпаниями: меньше дотаций, больше дивидендов в бюджет;
- Замедление темпов инфляции, уменьшение темпов роста денежной массы, индексация зарплат и пенсий существенно ниже уровня инфляции, контроль над сокращением издержек госкомпаний и монополистов;
- Финансирование дефицита за счет внутреннего госдолга (пока госдолг находится на очень низком уровне, это оказывает положительное влияние на курс национальной валюты и не несет рисков зарождения финансовой паники).
Какие основные сценарии можно представить?
Оптимистичный. Условия: правительство идет на
а) повышение пенсионного возраста, индексацию пенсий в 2016 году на уровне 4%, т. е. существенно ниже и прогнозируемого уровня инфляции, и уровня инфляции в 2015 году;
б) умеренное повышение налоговой нагрузки на экспортеров (по нашим оценкам, собрать 1 трлн рублей дополнительных налогов невозможно без повышения НДПИ на нефть и газ, но от этого Правительство РФ уже отказалось);
в) сокращение других статей бюджета, сокращение дефицита бюджета до 0-1% от ВВП;
г) госкомпании также сокращают расходы, увеличивают выплаты дивидендов в бюджет;
д) индексацию тарифов чуть выше нуля.
В этом случае темпы роста денежной массы существенно замедляются, нагрузка на резервные фонды минимальна, дефицит бюджета покрывается внутренними неинфляционными источниками. Растет реальная процентная ставка (дефицит рублей приводит к росту разрыва между номинальными ставками и инфляцией), внутренний спрос продолжает сокращаться, экономика под прессом, рубль незначительно номинально укрепляется, инвестиции в рублевые инструменты крайне выгодны и рентабельны. Инфляция будет рекордно низкой, возможно, даже на уровне ожиданий Центробанка (4-5%). Процентные ставки по ОФЗ и ставки по депозитам могут сложиться на уровне 8-10%. Если в этом сценарии начнут расти цены на нефть, то будущий отклик экономики на этот сценарий будет наиболее конструктивным и положительным. Однако главный риск данного сценария в том, что цены на нефть останутся на низком уровне (меньше 60 долларов США за баррель). В этом случае стоит прогнозировать, что правительство не сможет продолжать эту политику дальше, в предвыборный 2017 год соблазн напечатать деньги и раздать их электорату возобладает, и мы перейдем к развитию событий по другому пути.
В этом оптимистичном сценарии, если цены на нефть останутся на уровне $50 США за баррель, то курс рубля, вероятно, несколько лет будет стремиться к диапазону 60-70 рублей за доллар США, но если цены на нефть начнут восстанавливаться до уровня $65-70 за баррель, то реалистично будет увидеть рост курса рубля вплоть до 40-50 рублей за доллар США. Но Центробанк вряд ли пустит доллар ниже отметки 50, вновь начав пополнение золотовалютных резервов.
Главные риски: а) чрезмерное повышение налогов приведет к недоинвестированию в нефтяном секторе и через пять–десять лет приведет к падению уровня добычи и существенному падению доходов бюджета из-за растущей доли добычи на месторождениях с налоговыми льготами; б) на фоне падения темпов инфляции будет силен соблазн напечатать деньги.
Умеренный (наиболее вероятный). Условия: правительство не сможет существенно сократить дефицит бюджета, будут использованы все возможные источники финансирования расходов по принципу «отовсюду понемножку». В этом сценарии также не верится в возможность собрать дополнительно 1 трлн рублей с экспортеров, а поэтому дефицит бюджета останется значительным — около 2% ВВП.
Невнятная политика государства приведет к неуверенности рынков и сохранению волатильности. Рубль будет и дальше на 100% привязан к цене на нефть, при этом на длинных горизонтах дополнительно плавно девальвируясь по уровню инфляции. Инфляцию удастся «придушить» до однозначной цифры, процентные ставки сложатся на уровне около 10%. Инвестиции в рублевые активы целесообразны только на коротких интервалах, в моменты перепроданности нефти и рубля. 2018 год будет критическим годом, если не придет помощь с рынка нефти. Инфляционные ожидания не «задушили», резервные фонды исчерпали, и эмиссионное покрытие популистских социальных выплат вызовет новый виток девальвации и инфляции. Нечто похожее происходило в Белоруссии в преддверии выборов президента, состоявшихся в декабре 2010 года, и парламента в сентябре 2008 года.