К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Загадочная русская печать. 6 секретов выживания экспата в России

Фото Кирилла Каллиникова / РИА Новости
Фото Кирилла Каллиникова / РИА Новости
Особенности национального бизнеса от президента французской компании в России и СНГ. Чем Россия до сих пор удивляет иностранцев, приезжающих сюда работать

Времена засилья иностранных менеджеров в российских офисах международных компаний ушли вместе с девяностыми и нулевыми годами. Сегодня рынок труда в России позволяет компаниям обходиться без большого количества экспатов, уже нет былых проблем с незнанием английского языка или специфики общепринятых в мире подходов к управлению бизнесом. Тем не менее ряд особенностей национального бизнеса по-прежнему отличает Россию от Европы.



Первый раз я приехал в Россию зимой 1990 года, будучи студентом юридического факультета. Это, конечно, был непростой период для страны, тогда еще Советского Союза. Я помню пустые полки в магазинах в начале 1990-х. Как западный человек, я испытал культурный шок, но за эту поездку я успел пообщаться со многими русскими людьми, чьи открытость и гостеприимство меня поразили. Я понял, что то, что мы тогда знали об СССР из газет, не соответствовало действительности.

Потом я вернулся в Бельгию продолжать обучение. Закончив его в 1992-м, я вспомнил, насколько теплые впечатления оставила моя первая поездка в Россию, и решил вернуться изучать русский язык. Конечно, у меня были и карьерные соображения, я понимал, какие возможности открывала страна для западного юриста, который говорит по-русски. Кроме того, у меня был очень сильный интерес к русской культуре, народу, тому, как живут люди. Я собрал чемодан и поехал учить русский в Москву на год. И ни разу не пожалел. За это время я просто влюбился в страну и решил остаться.

За 20 лет моей карьеры в России в крупных международных компаниях я наблюдал серьезную трансформацию в подходах к управлению бизнесом.

Это было логично, так как страна находилась в масштабных и зачастую хаотичных реформах по переходу от плановой экономики к свободному рынку. В то время вводились новые налоговые и юридические системы, но на рынке было очень мало российских специалистов, знакомых с международными принципами бухгалтерского учёта, порядком разрешения споров третейским судом, современными подходами к управлению персоналом. Благодаря высокому уровню технического образования не было проблем с привлечением российских инженеров, но была нехватка кадров в маркетинге, продажах, управлении персоналом. Далеко не все выпускники вузов, обучавшиеся по марксистско-ленинской экономической теории, были готовы сразу начать работать в глобальных компаниях. Другая проблема, с которой раньше приходилось сталкиваться, — низкий уровень знания английского языка.

 

Поэтому в начале 1990-х многие иностранные компании нанимали экспатов для работы в России, чтобы восполнить дефицит этих навыков. Честно говоря, у меня всегда были сомнения по поводу эффективности трудоустройства такого большого количества иностранцев, которые обычно много получали, но не всегда были специалистами самого высокого уровня.

Сегодня ситуация совершенно другая. В каждой сфере есть большое количество квалифицированных российских специалистов с опытом работы в международной среде, а экспатов стало во много раз меньше. Однако в России есть ряд особенностей ведения бизнеса, которые могут удивить экспата, впервые приехавшего в Россию.

 

1. Во главе угла личные отношения

В работе с российскими клиентами и партнерами очень важную роль играют личные отношения. В отличие от Европы, ты не можешь делегировать менеджеру по работе с ключевыми клиентами общение с первым лицом компании-заказчика, это не принято. Я как генеральный директор трачу много времени на общение с клиентами, например, на прошлой неделе летал в Сибирь на юбилей партнера, но зато личные отношения в России помогают справиться с еще одной особенностью российского бизнеса — бюрократией. Гораздо проще решить вопрос по телефону, нежели писать письма и отслеживать, какому департаменту они расписаны.

2. Утомительная бюрократия

Обилие бумажных писем и приказов даже внутри компании может шокировать иностранного менеджера. Но для европейцев самое загадочное — это круглая печать на всех документах (на Западе не бывает круглых печатей). Благо ситуация меняется к лучшему, и недавно упразднили командировочные удостоверения. Объяснить зарубежным коллегам, зачем в однодневной командировке в Казань ехать в офис, чтобы поставить у бухгалтера печать на командировочном, невозможно.

3. Сибирь и Дальний Восток еще дальше, чем кажется

Все знают, что Россия — очень большая страна, но далеко не все понимают, насколько. В моей родной Бельгии нет внутренних авиарейсов, потому что можно доехать на поезде или машине куда угодно за пару часов. В начале сентября я был в командировке на Сахалине, в Хабаровске и Владивостоке — даже в Дальневосточном федеральном округе огромные расстояния, и нужно иметь несколько офисов и достаточно много сотрудников, чтобы там эффективно работать.

 

4. Плюсы и минусы трудового законодательства

Рынок труда в России, с одной стороны, проще и динамичнее, но с другой — сотрудник может сообщить о своем увольнении за 2 недели, и работодатель ничего не может сделать, чтобы иметь время на поиск замены и обеспечить плавную передачу дел. В случае с руководящим персоналом это может стать серьезной проблемой для компании и обернуться финансовыми и репутационными рисками. Это одна из причин, по которым в Schneider Electric есть множество программ развития перспективных управленческих кадров, тщательное планирование смены поколений, программы наставничества, стажировки и тренинги за границей для талантов и т. д. Также мы много вкладываем в создание позитивной атмосферы и удобных условий работы — сотрудники могут работать из дома раз в неделю и начинать и заканчивать рабочий день в удобные им часы, в офисе есть массажный кабинет, занятия йогой, часто проходят развлекательные и спортивные мероприятия для сотрудников и их семей.

5. Учиться на ошибках

Еще одна особенность работы в России, в отличие от Европы и США, — зачастую сложно делегировать, так как сотрудники ждут четких инструкций от руководства и не так часто, как хотелось бы, выступают с собственными инициативами. Думаю, это связано с тем, что российские сотрудники не хотят ошибиться и показать, что чего-то не знают или не умеют. В западной же культуре менеджмента считается, что чем больше ошибок ты сделал в молодом возрасте, тем более успешным руководителем ты станешь в будущем. Но в этом направлении я вижу позитивные изменения в России за последние годы.

6. Люди — главная ценность

И, возможное, самое большое удивление для иностранного руководителя в России — это то, как упорно люди в России работают, не обращая внимания на погоду, успехи или неудачи футбольной команды или расстояния и часовые пояса, которые приходится преодолевать на пути к объекту заказчика. Я уверен, что с такими сотрудниками любой иностранный менеджер, который уважает российские традиции и готов понять русский менталитет, добьется здесь успеха и найдет много друзей на всю жизнь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+