Лет хим СПИК: в России запущен механизм специальных инвестиционных контрактов
В развитом мире действует принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны, за которым устоялось название «дедушкина оговорка» (англ. Grandfather clause). С запуском механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК) этот принцип официально принят и в России.
СПИК – это соглашение между инвестором и государством (или регионом), в котором инвестор обязуется в определенный срок освоить производство промышленной продукции, а государство – гарантировать неизменность в течение этого периода налоговых, таможенных, антимонопольных и прочих регуляторных условий, а также предоставить меры стимулирования и поддержки. В России СПИК действует в течение выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но в общей сложности не более 10 лет.
Таким образом, благодаря СПИК российская промышленность имеет все шансы в ближайшие годы получить мощный приток инвестиций и существенно нарастить выпуск конкурентоспособной продукции.
На СПИК может рассчитывать далеко не каждый проект. К нему предъявляется ряд требований. Так, проект должен подразумевать создание или модернизацию производства, внедрение наилучших доступных технологий или освоение производства продукции, не имеющей аналогов в России. При этом минимальный объем инвестиций в проект составляет 750 млн рублей. Заключая СПИК, государство преследует цель получить лучшие зарубежные технологии и внедрить их в России.
Механизм заключения СПИКов прописан в постановлении правительства от 16 июля 2015 года № 708. Отбирает проекты Межведомственная комиссия по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов (МВК), созданная при Минпромторге России распоряжением правительства РФ от 31.10.2015 № 2213р. Первый СПИК заключен с автомобильной компанией «Мазда Соллерс», соответствующее решение МВК одобрила 31 марта этого года. 11 мая положительное решение было принято в отношении проекта немецкого производителя сельхозтехники Claas. 31 мая МВК рассмотрела проекты двух станкостроительных компаний: японско-немецкой DMG Mori и российско-чешской MTE Kovosvit Mas. В отношении первой было принято положительное решение, в отношении второй – отрицательное. DMG Mori обязуется нарастить мощность своего Ульяновского станкостроительного завода с 300 токарных станков для металлообработки в год до 1200, а также увеличить количество рабочих мест с 200 до 240. Ключевое обязательство — наращивание локализации производства до 70%. Всего в проработке Минпромторга сейчас находятся 17 заявлений на СПИК, из них 11 – в стадии рассмотрения.
quote_block node/306957Заключая СПИКи, государство сужает пространство для маневра. Поэтому проекты проходят тщательную и строжайшую экспертизу в МВК. Беспристрастность ее решений гарантирует состав комиссии, в которую входят представители Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго, Росэксимбанка, представители вузов (РАНХиГС) и бизнес-объединений («Деловая Россия», РСПП). Кроме того, помимо этих постоянных членов МВК, к участию в ее заседаниях по конкретным отраслям привлекаются участники рынка. В недавнем заседании по станкостроительным проектам, например, участвовали представители «Станкопрома», компании «СТАН» и я как президент ассоциации «Станкоинструмент». Таким образом, проекты оцениваются представителями отрасли и профильных ведомств со всех сторон: с учетом перспектив импортозамещения, возможностей экспорта, рисков для бюджета и т.п.
Хотя формально МВК создана при Минпромторге, она от него независима. Это доказывает тот же отказ в заключении СПИКа компании MTE Kovosvit Mas, при том что ранее ее проект был одобрен Минпромторгом. Кстати, довольно независим от этого ведомства и Фонд развития промышленности (ФРП). Недавно Экспертный совет фонда принял положительное решение по проекту, на который ранее Минпромторг написал отрицательное заключение. Так что даже поддержка руководства министерства не гарантирует прохождение проекта в МВК или и в ФРП.
Существует миф, что СПИК, гарантируя госзаказ конкретному участнику контракта, убивает конкуренцию. На самом же деле один участник СПИКа вряд ли сможет полностью удовлетворить спрос государства на какой-то вид продукции (а есть ведь еще и частный спрос). Зато государство будет уверено, что эта продукция точно будет производиться в России. Вполне возможно, что в ходе распространения СПИКов конкуренция даже вырастет, поскольку благодаря ему будут созданы новые производства, на рынке появятся новые игроки и новые продукты.
Выступая на съезде Союза машиностроителей России 19 апреля, президент Владимир Путин в качестве первоочередной задачи промышленной политики на ближайшие годы назвал преодоление излишней зависимости отечественного станкостроения от зарубежных технологий. «Нужно сформировать собственное современное станкостроение, продолжить его формирование на основе самых современных разработок: и зарубежных, и отечественных», – сказал Путин. Решить эту задачу как раз и призвана реализация СПИКов в станкоинструментальной отрасли. Она будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, трансферу современных технологий, развитию конкуренции. Это, в свою очередь, резко повысит наши возможности в создании и освоении выпуска наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Уверен, что благодаря СПИКам у нас появится дополнительная возможность внедрения «безлюдных технологий» и автоматизированных производств.