К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Враг общества, раб государства


Социологический портрет типичного российского милиционера

Скандал вокруг новороссийского майора милиции Алексея Дымовского, обвинившего своих начальников в том, что они заставляют его работать без выходных и сажать невиновных, возник не на пустом месте. Еще в середине этого десятилетия социологи из петербургского Центра независимых социологических исследований составили собирательный автопортрет младшего офицерского и рядового состава МВД, очень похожий на тот, что нарисовал Дымовский. Один из авторов исследования, Борис Гладарев, так обобщил его результаты: «Положение человека в милицейских погонах и его место в российском обществе лишено какого-либо социального уважения и престижа... рядовой милиционер становится жертвой двойной дискриминации, превращаясь и для общества, и для властей в лишенного всякого уважения, социально изолированного изгоя».

Гладарев также выделил восемь характерных черт деятельности современной милиции.

1. Сохранение советских традиций

Вопреки многочисленным реорганизациям и нововведениям, милиция сохранила советские структуру, традиции и методы работы. Это выражается в преобладании репрессивных функций в содержании деятельности сотрудников МВД. Полковник милиции из Петербурга сформулировал это так: «Мы же, по сути, карательная структура. Разговоры о правах у  нас не приветствуются. Милиция… она как цепная собака государства работает». Как и в советское время, милиция и политически, и экономически зависит от властей разного уровня, что ограничивает независимость и непредвзятость органов охраны правопорядка.

 

От советской эпохи милиция также унаследовала правовой нигилизм. Поведение ее сотрудников определяется не столько нормами формального права, сколько политическими требованиями и круговой порукой. К этому добавляется старая «палочная» система оценки результатов труда, основанная на учете количества «палок», то есть раскрытых преступлений, без измерения качества работы.

2. Недостаточное государственное финансирование

Все без исключения респонденты жалуются на низкую зарплату. «Милиция — это нищая, нищая структура» (младший лейтенант, 26 лет, Ставрополь). «Это не зарплата, на это семью содержать нельзя…»  (капитан, 30 лет, Петербург). «Люди уходят только из-за того, что низкая зарплата» (майор, 42 года).

 

3. Тяжелые условия работы

Характерная черта трудовых будней — ненормированный рабочий день. «Как правило, рядовой опер, следователь, участковый или патрульный пашут, не поднимая головы. Причем по милости начальства большая часть рабочего дня — это мартышкин труд. А еще бывают усиления. В некоторые годы они составляли до 270 дней в году. Усиление — штука страшная, рабочий день может удлиняться до бесконечности, о выходных речи не идет» (рядовой, 33 года).

Часто дополнительные нагрузки вызваны хронической нехваткой кадров, особенно в крупных городах. К этому нужно добавить скудную материальную базу отделов милиции. Не хватает всего: бензина, бумаги, компьютеров, спецтранспорта: «Ездят на задержание на трамвае, потому что экипажу на сутки дежурства полагается 20 л бензина, и не всегда он в наличии» (младший лейтенант, 34 года).

4. Социальная незащищенность

В начале десятилетия сотрудники МВД имели достаточно объемный социальный пакет. Однако в 2004 году отменили льготу на оплату коммунальных услуг и предоставление служебного жилья, сотрудники потеряли право на бесплатный проезд, льготные ипотечные кредиты. Осталось только бесплатное медицинское обслуживание. Уровень заработной платы был повышен при этом только на 20%.

 

5. Коррупция как стиль работы

Коррупция в милиции мутировала от отдельных случаев злоупотребления служебным положением в устойчивую и самовоспроизводящуюся систему работы: «Если я не буду делиться (неформальными доходами), меня быстро подчистят. Все работает как строгая пирамида, все делятся с вышестоящими, которые держат отдел, те делятся с РУВД и так далее» (лейтенант, 30 лет).

6.Система найма: отрицательный отбор

Формально система кадрового отбора в МВД жестко регламентируется нормативными актами.

Свидетельства преподавателей учебных центров и средних школ милиции в трех российских городах указывают на постоянное снижение требований к качеству подбора кандидатов.  Сотрудник кадрового отдела московского ГУВД констатирует, что в милицию сейчас идут «либо те, кто не могут нигде устроиться… либо идут с определенной целью — не людям служить, а решать свои проблемы, и, как правило, больше финансовые. Считают, что, одев погоны, получив пистолет, можно делать что угодно».

7. Негативный образ в СМИ

Милиционеры дружно жалуются на «очернение органов в СМИ», однако признают, что негативный образ милиции объективен. «А вообще в газетах правильно пишут: у нас — беспредел. Так и есть. Милиция в нынешнем своем виде не справляется с преступностью, потому что это не является для нее приоритетной задачей» (полковник, 54 года).

8. Неприязнь со стороны граждан

Материалы фокус-групп с жителями Новгорода, Петербурга и Ставрополя позволяют составить весьма неприглядный собирательный  портрет российского милиционера, каким он предстает в глазах населения. Это молодой человек 25-35 лет, который выглядит неряшливо, злоупотребляет ненормативной лексикой, часто с агрессивным поведением, любит выпить, берет «по мелочи» взятки: «Основной стимул для ментов — зарабатывать бабки через использование своего положения. Это основная мотивация» (житель Петербурга, 52 года).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+