В преддверии года экологии разговоры о водных ресурсах звучат все чаще. Повышенный интерес к этой теме сформировал мнение о пресной воде как о дефицитном продукте, который может стать доходной статьей и приоритетным продуктом на экспорт. При этом необходимого понимания масштаба проблемы водной отрасли и хозяйства до сих пор нет, в том числе – на уровне потребителей.
Чистая вода из крана приходит к нам из поверхностных источников (водоемов) или подземных (скважин). Но перед этим ей необходимо пройти через сотни перекачивающих станций и тысячи километров трубопроводов. Эта сложная технологическая подготовка напрямую связана с нашими налогами (ЖКХ) и образом жизни.
Чтобы в вашем утреннем кофе не оказалось речной воды с ее нитратами и железом, требуется тщательная многоступенчатая работа. Важно понимать, что пресная вода и ее экономика напрямую зависят, прежде всего, от технологий очистки, а впереди этой водной цепочки стоит water waste treatment (очистка сточных вод).
Сегодня ситуацию с водным хозяйством в России можно отслеживать на двух площадках – бизнес и ЖКХ. В то время как ведущие предприятия нефтегазового сектора переходят на режим заботы об окружающей среде, предпочитая гигантским штрафам строительство очистных сооружений, ЖКХ продолжает осваивать бюджеты и создавать довольно сложные условия для реализации проектов. Государственные требования к качеству воды за последние годы значительно ужесточились, и пока решать эту проблему готов исключительно бизнес.
Если Москва и другие крупные города еще как-то справляются с регулированием водоснабжения, то в небольших поселениях и областях, где количество жителей не превышает 10 000 человек, проблема стоит остро. Здесь водное хозяйство осталось на уровне 70-80-х годов прошлого столетия. Абсурд в том, что государственное влияние на бизнес намного сильней и заметней, чем на ЖКХ. Грубо говоря, нельзя просто взять и ликвидировать какой-то поселок из-за того, что в кране течет грязная вода, а вот бизнес - можно.
Запрос на реконструкцию очистных сооружений со стороны администраций городов, предполагает работу в несколько этапов: предпроектная документация, государственная экспертиза, рабочая документация и наконец строительство. Все эти процессы довольно затянутые. От старта проекта до завершения может пройти 5 лет. Помимо прочего, процесс тормозят конкурсы на каждую стадию проектных работ, которые могут длиться от шести месяцев до года. На нашем опыте нет ни одного успешно выполненного проекта по такой схеме.
Решить проблему можно с помощью поэтапного финансирования. В строительстве очистных сооружений должен быть один единственный подрядчик, который проектирует, закупает оборудование, подбирает технологию и эксплуатирует объект до тех пор, пока не подтвердит высокое качество воды анализами. Так работают предприятия, но не ЖКХ. Здесь система принятия решений многоуровневая и крайне запутанная. При таком раскладе иногда приходится докупать оборудование до тех пор, пока технология не заработает. А это сильно влияет на экономику проекта. Мы уже не говорим о том, что обычно на этапе конкурса выбирают самую дешевую технологию, что не равно самой эффективной и подходящей для конкретного объекта.
На сегодняшний день одним из решений проблемы является федеральная целевая программа «Чистая вода», которая предполагает полное или частичное целевое финансирование из федерального бюджета. Предельный (прогнозный) объем финансирования программы в 2011-2017 годах за счет всех источников составит 331,8 млрд рублей, из них 70,2 млрд рублей - в 2016 году. Регионы имеют возможность участвовать в конкурсах на строительство очистных сооружений. Система замыкается на грантах, получить которые могут далеко не все.
Другой путь - частные инвестиции. Но тут проект спотыкается о тарифы. Эксплуатационные затраты ложатся на население. Компании должны выставлять жителям счета за отведение сточных вод. При этом мы понимаем, что высокие тарифы неприемлемы в регионах, а обосновать их необходимость для администрации практически невозможно, поэтому в целом рынок очистки воды сегодня напоминает замкнутый круг, и вся надежда, как это ни странно, возлагается на ответственных предпринимателей.