Что случилось с «Мякинино»: почему поссорились метрополитен и Агаларов
В России часто строят по сырым проектам, а на экспертизу их отправляют, когда стройка в разгаре. Это давно стало общим местом. Подрядчики жалуются, но все равно выходят на объект. Случай с метро «Мякинино» в этом смысле показательный: первую построенную на средства инвесторов станцию не только запустили с недоделками, после чего она семь лет работала по временным документам, но даже заключение экспертизы на проект «Крокус» решил получить только в 2014 году после настойчивых требований метрополитена.
Два года назад экс-начальник «Метрополитена» Сергей Беседин и президент Croucus Group Арас Агаларов подписали план-график завершения строительства «Мякинино». Бизнесмен обещал городу закончить разработку проекта и получить заключение государственной экспертизы к маю 2014 года. Станция к тому времени обслуживала пассажиров почти пять лет.
В октябре 2014 года Агаларов все же получил положительное заключение госэкспертизы, сорвав дедлайн лишь на несколько месяцев. Документ выдала экспертиза Московской области. Имела ли она на это право, вопрос спорный: метро - объект особый, заключения по нему может выдавать только федеральное ведомство (для Москвы с 2012 года действует исключение, но «Мякинино» расположено в области и попадает под общие правила). Возможно, «Крокус» просто не рассматривал конструктив станции как объект метро, говорит собеседник Forbes в московской областной госэкспертизе.
Как вышло, что проект получил положительное заключение не просто после открытия метро, а спустя пять лет? «Крокус», метрополитен и проектировщик, институт «Метрогипротранс», в ответ на этот вопрос молчат.
Трижды сменившееся с момента ввода станции руководство метро и чиновники надзорных ведомств закрывали глаза на все недочеты, оставленные строителями и инвестором, семь лет и позволяли эксплуатировать «Мякинино» по временным схемам. Теперь метрополитен обвиняет «Крокус», что разрешения на ввод станции в эксплуатацию до сих пор нет. Агаларов отвечает, что он всего лишь инвестор и это не его забота.
Конфликт так долго не был публичным, потому что денежный вопрос между сторонами остро встал сравнительно недавно - с января 2015 года. Тогда все станции метрополитена оборудовали досмотровыми рамками в соответствии с тем самым законом о транспортной безопасности, на который ссылается «Метрополитен».
Если бы «Крокус» сам нанял сотрудников и установил оборудование в вестибюли, власти, возможно, не стали бы обострять отношения. Но Агаларов посчитал, что инвестировал в станцию достаточно, а все вопросы, касающиеся ее функционирования, должен решать метрополитен. Метрополитен, может, и хотел бы исполнить требование закона, но не имея объекта на балансе, сделать это не может.
Бизнесмен жалуется на бюрократию, в ответ его обвиняют в халатности. Но на деле стороны просто не договорились заранее, кто за что отвечает.
На каких условиях Агаларов согласился инвестировать в «Мякинино», участники не раскрывают, что ему пообещали тогдашний мэр столицы Юрий Лужков и начальник метрополитена Дмитрий Гаев - неизвестно. Как государственно-частное партнерство или концессия это строительство оформлено не было, а зоны ответственности между городом и инвестором были поделены несколько нестандартно для подобных проектов.
«Крокус» заказывал разработку проекта «Метрогипротрансу». По нему над станцией разместили парковку, принадлежащую компании. Это и доступность для пассажиров торговых центров, «Крокус Экспо» и концертного зала было одним из условий, на которых Агаларов вкладывал деньги в «Мякинино». Метрополитен был заказчиком строительства и руководил действиями подрядчика - «Тоннельного отряда № 6 Метростроя» (это подтвердил бывший сотрудник компании).
Теперь Агаларов настаивает, что все обещания выполнил, и хочет, чтобы бумаги о завершении строительства оформил город. Метрополитен, наоборот, ждет документы от инвестора: не хватает, например, заключения о соответствии проектной документации, без которого признать объект законченным и принять на баланс нельзя. Но станция расположена на территории Московской области, а заказывал ее строительство столичный метрополитен. Потому пока московский и областной Ростехнадзоры не определятся, кто же должен выдать необходимые бумаги, «Мякинино» будет работать временно.