К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Движение – все, цель – ничто: почему не работает система госзакупок

Фото DPA / TASS
Фото DPA / TASS
Вместо того чтобы поддерживать и развивать реальное производство, государство, «причесывая всех под одну гребенку» административными методами, стимулирует производство «воздуха»

Все более очевидным становится то, что и Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе не в состоянии решить главную проблему закупок, существующую в России, – эффективное удовлетворение потребностей государства. Лучшим подтверждением несостоятельности закона служит количество поправок, внесенных в него. Еще до вступления в силу, он уже «превзошел» своего предшественника, Федеральный закон № 94-ФЗ, получив два пакета поправок. 94-ФЗ обошелся одним. Всего же за три года, прошедших со дня принятия, закон о контрактной системе подвергся изменениям уже шестнадцать раз и, по всей видимости, легко побьет «рекорд» 94-го, который подвергался изменениям «всего» сорок. 

Как недавно сообщило Минэкономразвития РФ, в разработке находятся 15 законопроектов о совершенствовании системы госзакупок. Еще несколько уже находятся на разных стадиях рассмотрения и согласования. А кроме того, по ведомствам «гуляет» несметное количество «согласовательных» писем с очередными новациями.

В первую очередь, разумеется, речь идет о повышении обязательных квот по закупкам государства у СМП с 15% до 25%. Подобные предложения выдвигаются без малейшего сколько-нибудь внятного анализа существующей системы. Можно бесконечно повышать формальные квоты, но без анализа самих закупок и диалога между заказчиками и поставщиками, реальный эффект равен практически нулю, и многолетняя борьба за принудительное счастье малого бизнеса являет собой движение без цели.

 

Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2014 г. (на конец года; в процентах):

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство - 3,0%;

Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,0%;

 

Обрабатывающие производства - 9,6%;

Строительство - 11,9%;

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 38,7%;

 

Транспорт и связь - 6,8%;

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 20,3%

Другие виды деятельности - 8,7%

В сборнике Федеральной службы государственной статистики (Росстат) «Малое и среднее предпринимательство в России по итогам 2014 г.» приводятся следующие цифры по общему числу малых и средних предприятий в России и по занятости их по видам экономической деятельности в процентах на конец 2014 года.

Всего в этот период в России зарегистрировано чуть более 2 млн малых и средних предприятий. Вроде, цифра солидная, пока не разберешься в ней внимательно.

 

Оказывается, всего 15,9% малых и средних предприятий заняты хоть в какой-нибудь производственной области. Абсолютное же большинство связано с торговлей и мелким ремонтом — 38,7%, а также в сфере, связанной с недвижимостью (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг), – 20,3%.

Как итог с учетом озвученного Минэкономразвития объема рынка государственного заказа, достигшего в 2015 году 30 трлн рублей (25% ВВП), более 5,5 трлн будет направлено не на производство, а на «перекупку-перепродажу»?

Такая политика в отношении малого и среднего предпринимательства кажется, мягко говоря, странной.

Вместо того, чтобы пусть и адресно, но поддерживать и развивать реальное производство, государство, «причесывая всех под одну гребенку» административными методами, стимулирует производство «воздуха».

 

Есть и положительные примеры. По заявлению одного из руководителей крупной алмазодобывающей компании (вице-президента "Алросы" Александра Паршкова), каждый второй заказ в 2014 году достался малому и среднему бизнесу, у которого закупается техоборудование, автотранспорт, запчасти, услуги по строительству и монтажу оборудования.

Я сомневаюсь, что устойчивая, крупная компания, готова терпеть убытки, переплачивая «прослойкам», только для того, чтобы для статистики отчитаться о существенном превышении ими обязательных квот закупок у малого бизнеса.

Таким образом, пока даже сама тема «обеспечения счастья» малого бизнеса исключительно административными мерами не вызывает ничего, кроме раздражения. И ладно бы стимулирующего производство (да хотя бы частных химлабораторий в фармотрасли) … но увы, пока лозунг в этой области «движение – все, цель - ничто»!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+