К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Ложная тревога: как банковский комплаенс усложняет жизнь россиян

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хранить деньги в России сейчас безопаснее — здесь хотя бы не исполняют чужие санкции. Россия, вопреки стереотипам, становится «островом стабильности», считает сооснователь компании Mr. Doors Максим Валецкий

Среди читателей этой статьи трудно, наверное, найти человека, который не имеет хотя бы одного счета за рубежом. Если раньше такой счет прилагался к «Мерседесу» S-класса и виллам на Рублевке, то, после того как карточкой российского банка стало невозможно расплатиться в ресторане или гостинице большинства стран мира, зарубежный счет стал неотъемлемой частью жизни любого россиянина, который пользуется своим загранпаспортом. И если в целом по России количество обладателей загранпаспортов составляет всего 35%, то я абсолютно уверен, что среди читателей этой колонки таких не менее 100%. Со мной соглашается и Федеральная налоговая служба, которая говорит, что только за 2023 год количество россиян, имеющих счета за рубежом, увеличилось на 70% и составило 539 000 человек. При этом я уверен, что многие про свои счета никому не говорят, потому что штраф за несообщение об открытии счета небольшой.

Я думаю, что для обладателей зарубежных счетов слова «комплаенс» и KYC (Know Your Client, что по-русски правильнее всего перевести как «процедура проверки клиента») — среди самых ненавистных, особенно для тех, кому счета закрывали или отказывались открыть. И уж точно в кошмарных снах они снятся тем, кто занимается внешнеторговыми операциями. Для клиента банка эти процедуры означают, что перед открытием счета с вас потребуют кучу бумаг о происхождении ваших доходов, о подтверждении вашего места жительства, налогового резидентства и всего чего угодно, а по мере того, как вы будете пользоваться счетом, банк будет придираться к каждой вашей трансакции и, если ему что-то не понравится, заблокирует ваш счет или просто закроет его, не объяснив почему.

Людям помоложе меня, наверное, кажется, что так было всегда, но это не так. Еще в 1990-е годы, а точнее в их начале, когда я жил в благословенной Кремниевой долине, можно было по дороге в «Макдоналдс» зайти в любой банк, предъявить любую имеющуюся при себе бумажку, например водительские права, и вам тут же открывали счет и еще дарили в подарок тостер или электрический будильник с радио.

 

Рождение комплаенса

Откуда взялся комплаенс? В 1970 году в Америке был принят закон под названием Bank Secrecy Act, или Закон о банковской тайне, хотя на самом деле именно благодаря этому закону банковская тайна стала иллюзией для детей школьного возраста. Закон требовал от банков доносить о всех подозрительных трансакциях, например об операциях с наличностью свыше $10 000. Банкиры не сразу согласились с тем, что из них стали делать полицейских. В 1973 году Ассоциация банкиров Калифорнии оспорила конституционность закона о банковской тайне, ссылаясь на Первую поправку к Конституции — неприкосновенность частной жизни, а также протестуя против того, что банки делают агентами правительства. Увы, в 1974 году Верховный суд США отказал калифорнийским банкирам, заявив, что банки и их клиенты не имеют «неограниченного права вести свои дела в тайне». После этого понятие банковской тайны перестало существовать, начался тот мир, в котором мы сейчас живем.

Дальше все становилось только хуже: в 1976 году тот же самый Верховный суд решил, что правоохранительные органы могут получать доступ к банковской информации без согласия клиента. В 2001 году, после терактов 11 сентября, был принят Patriot Act, который сделал из банков не только полицейских, но и агентов ЦРУ. А в 2020 году появился Anti-Money Laundering Act или AML Act, который уже упоминался, и криптовалюты.

 

Глобализация надзора

Ну и что нам американцы, скажете вы, у нас счета на других континентах. Но американцы — ребята, которые любят контролировать все в этом мире. В 1989 году страны G7 по инициативе США создали Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Решение было принято на фоне успехов Медельинского картеля во главе с Пабло Эскобаром.

Под лозунгом борьбы с наркоторговлей американцам удалось распространить уже к тому времени принятые в Америке законы на весь мир. В 2001 году, после принятия американцами Patriot Act, мандат FATF был распространен на борьбу с терроризмом. Сегодня FATF состоит из 39 стран и двух организаций: Европейского союза и Совета по кооперации стран Персидского залива. FATF позиционирует себя как организация неполитическая и якобы не следит за соблюдением санкций, но приостановка членства России в 2022 году говорит о том, что это, конечно же, не так.

Санкционный ад

Считается, что система мирового комплаенса окончательно победила в середине нулевых годов. Банки и финансовые организации заставили стать агентами налоговых ведомств, спецслужб и прочих силовых организаций. А в 2022 году система мирового надзора, которая и так уже причиняла достаточно неудобств и проблем бизнесу, превратилась в настоящий ад для россиян. На 27 февраля 2025 года против России и связанных с ней юридических и физических лиц, в том числе и из других стран, было введено 24 387 санкций. С учетом существующих санкций против Ирана, Северной Кореи и других стран общее количество санкций давно превышает 25 000. И каждый банк теоретически должен проверять каждого клиента и каждую трансакцию на соблюдение всех этих санкций. Это не считая других проверок: не является ли данная трансакция подозрительной, соответствует ли сумма оплаченным услугам или товару, не замешаны ли тут наркоторговля, терроризм или инопланетяне. Если банк этого не делает, его ждут миллионные штрафы или так называемые вторичные санкции.

 

Кто же оплачивает весь этот банкет? Оплачиваем, естественно, мы с вами. Именно в этом состоит идея перекладывания правоохранительной работы силовых служб на банки. Если к моменту создания FATF среднегодовые расходы банков на комплаенс составляли $15 млрд, то прогноз на 2025 год — уже $250 млрд. И вполне естественно, что банки возмещают эти расходы, перекладывая их на клиентов.

А что с эффективностью этих расходов? Да ничего хорошего. Если в 1989-м объем отмывания денег через мировую банковскую систему оценивался в $350 млрд, то в 2016–2024 годах — в среднем в $3,5 трлн. То есть рост нелегального оборота не зависит от расходов на комплаенс. Мне не удалось найти данных о том, сколько процентов годового роста ВВП отнимает в мире комплаенс, но я думаю, что достаточно. Еще более удивительно то, что отношение нелегальных финансовых потоков в мире и мирового ВВП оказалось практически такой же константой, как ускорение свободного падения или число пи. Между 1989 и 2024 годами нелегальные финансовые потоки никогда не опускались ниже 2% мирового ВВП, а скорее, росли. И если в 1989 году они составляли 3%, то в 2024-м их доля выросла до 5%. Я думаю, что не последнюю роль здесь играют 25 000 санкций. Дело в том, что потоки, которые прежде были легальными, сейчас ушли в нелегальную область.

Не надо забывать, что, кроме современной банковской системы, есть еще традиционная для стран Азии и Африки система расчетов хавала, насчитывающая тысячелетнюю историю, а также новомодные USDT и другие стейблкоины. В последние годы происходит конвергенция хавалы и крипторасчетов. Операторы хавалы теперь рассчитываются между собой стейблкоинами.

Как вас проверяют

Надо понимать, что уже практически ни один банк не способен сам проверять транс­акции и клиентов на соответствие всей этой мешанине санкций и регуляций. Банки перепоручают проверку специальным компаниям. Рынок услуг по проверке клиентов на сегодня оценивается в $80 млрд с перспективой роста до $200 млрд в 2032 году.

Как это устроено? Когда вы подаете заявку на открытие счета, ваши данные через банк передаются третьей стороне, которая сверяет вас с различными санкционными списками, проверяет ваши связи через соцсети и открытые источники, подлинность ваших документов и адреса и многое другое. Вы, наверное, думаете, что передача ваших персональных данных третьей стороне — это незаконная история, но вы когда-нибудь читали многостраничные документы, которые подписываете, когда подаете заявку на открытие счета? Наверняка нет. Вот там-то вы соглашаетесь на то, чтобы ваши данные были переданы кому угодно.

 

Дальше банку приходит ответ о том, можно ли вам открыть счет и к какой категории риска вы относитесь. Казалось бы, о чем вам беспокоиться: вы не PEP (политически значимое лицо), ни в какой партии не состояли, начальником не были, занимаетесь благотворительной деятельностью — почему бы банку не открыть вам счет? Но в системах проверки клиентов часто срабатывает ложная тревога. И дальше я раскрою вам самую неприятную цифру: доля таких ошибок находится в диапазоне от 50% до 90% и в ряде случаев может достигать 95%. То есть только пять сигналов о неблагонадежности клиентов из ста могут быть реальными, а остальное — просто мусор. И ваш запрос отклонят просто потому, что вы попали в те самые 90%.

Откуда возникают ложные тревоги? Ваша фамилия может быть похожа на фамилию кого-то из санкционных списков, адрес — напоминать адрес подсанкционного лица. Вы могли работать с подсанкционным лицом в одной организации или просто жить в одном дачном поселке. Но это еще верхушка айсберга. Причиной ошибки может быть сбой в алгоритме — сами системы настроены на то, чтобы скорее выдать ложную тревогу, чем пропустить реальный риск. Ведь ложная тревога — это ваша проблема, а пропущенный риск — проблема банков, которым грозят большие штрафы.

Ситуация для русских гораздо хуже, чем для граждан многих других стран. Например, самая распространенная англоязычная фамилия Смит встречается у одного из 1600 человек, это намного реже, чем Иванов или Смирнов у русских. Место рождения «Россия» при наличии любого иностранного паспорта все равно вызывает повышенный интерес. Еще одна наша боль: система часто выдает ошибку из-за написания латиницей русских фамилий и адресов. Нам обещают, что с внедрением машинного обучения и улучшением алгоритмов искусственного интеллекта ложных тревог станет меньше. Но я в это слабо верю, потому что параллельно с прогрессом искусственного интеллекта увеличивается количество санкций, и я не знаю, кто победит. Проблемой является также то, что банк, получив ложный сигнал, далеко не всегда будет разбираться, проще отказать в открытии счета или заблокировать трансакцию.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Как выжить в эпоху финансовой цензуры

Практических советов, как же дальше жить, очень немного.

 

1. Цифровой аудит

  • Проверьте однофамильцев в санкционных списках (OFAC SDN, EU Restrictive Measures). Вы должны быть готовы доказать банку, что не имеете к однофамильцу никакого отношения.
  • Унифицируйте написание имени и адреса в латинице.

2. Цифровая гигиена

  • Удалите фото с публичными лицами из соцсетей.
  • Используйте отдельный e-mail и телефон для банковских операций.

И вообще нужны ли вам традиционные банки? Если речь идет о том, чтобы пользоваться карточкой за границей, то подумайте о карточках, основанных на криптокошельках. Сейчас их много, они удобные, и процедуры проверки там гораздо менее болезненные, чем в традиционных банках.

А еще, по-моему, хранить деньги в России сейчас безопаснее — здесь хотя бы не исполняют чужие санкции. Россия, вопреки стереотипам, становится «островом стабильности». Локальные системы (СПФС, «Мир») и отказ от следования западным санкциям создают уникальные условия. Ирония судьбы: бывший символ непредсказуемости стал гаванью для обездоленных капиталов.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

24.04.2025