Уход от проблем: почему США выходят из международных организаций

Республиканцы Майк Ли, Рик Скотт и Марша Блекберн внесли в сенат законопроект о выходе США из ООН. Аналогичное предложение консервативные республиканцы планируют внести и в нижнюю палату конгресса. Законопроект предполагает не только отмену закона 1945 года о вступлении США в ООН и запрет на участие в любых соглашениях, связанных с организацией, но и лишение ее штаб-квартиры, расположенной в Нью-Йорке.
Сейчас вклад США в финансирование ООН больше, чем у любой другой страны, — $18 млрд в 2022 году или примерно треть общего бюджета организации. Согласно опросу, проведенному в 2024 году, лишь чуть более половины американцев положительно относятся к работе ООН. Среди демократов ее поддерживают около 70%, а вот среди республиканцев — всего 34%.
Однако в ближайшее время США вряд ли покинут ООН. Подобный законопроект уже несколько раз безуспешно вносили в конгресс, а даже если за него проголосуют все республиканцы, их голосов будет недостаточно для прохождения инициативы через сенат. К тому же, выход из ООН лишит США ее места постоянного члена Совета безопасности, которое дает Вашингтону важный рычаг влияния на международную политику.
В то же время законопроект появился на фоне явного недовольства Дональда Трампа международными организациями. В первые дни после инаугурации он подписал указы о выходе США из Парижского соглашения по климату, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Совета по правам человека ООН. А на пост постоянного представителя США при ООН Трамп назначил бывшую конгрессвумен Элиз Стефаник, которая называла ООН коррумпированной организацией и также призывала к выходу из нее.
Североатлантический мезальянс
Еще одной структурой, в адрес которой все чаще звучит критика новой администрации, является НАТО, сооснователем которой США стали в 1949 году. Трамп неоднократно критиковал союзников по альянсу за слишком низкие расходы на оборону и даже пригрозил, что США не станут защищать тех, кто «не платит за защиту». При этом единственной страной, потребовавшей коллективную защиту по 5-й статье договора НАТО, были сами США после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда 25 стран альянса ответили на зов и отправили свои войска в Афганистан.
Еще в 2006 году страны НАТО поставили себе цель тратить на оборону не менее 2% ВВП. Долгое время это требование не выполнялось, и в 2023 году более 2% тратили лишь 10 из 30 членов альянса. В 2024-м, на фоне роста военной поддержки Украины, требование по расходам выполнили уже 23 страны. Но Трамп считает, что этого все еще недостаточно и требует, чтобы входящие в НАТО страны направляли на оборону не менее 5% своего ВВП, хотя даже оборонные расходы самих США составляют около 3,5% от ВВП.
Эту позицию на недавнем саммите НАТО озвучил и новый министр обороны Пит Хегсет. Он призвал европейские страны больше вкладываться в оборону, потому что «они не могут рассчитывать, что американское военное присутствие будет вечным». По некоторым данным, США готовы вывести из Европы около 20 000 своих солдат, или около 20% военного контингента.
Без обязательств
Но, несмотря на скептическое отношение администрации Трампа к международным структурам, вроде ООН, и к обязательствам в отношении партнеров по НАТО, новую политику Белого дома трудно назвать изоляционистской. Для ее описания все чаще используются определения вроде «колониализма» и «империализма». Уже в первые дни на посту президента Трамп высказал территориальные претензии в адрес целого ряда стран. В частности, он потребовал у Панамы ее судоходный канал, который ранее принадлежал США, и объявил о намерении забрать у Дании Гренландию, а Канаду неоднократно называл 51-м штатом Америки. Это не говоря об экстравагантных идеях завладеть природными ресурсами Украины или передать под контроль США сектор Газа, чтобы превратить его в «Ривьеру Ближнего Востока» и застроить элитной недвижимостью.
Кажется, что куда более удачным термином для характеристика внешней политики Трампа является «унилатерализм». Эта идея во многом следует завету первого президента США Джорджа Вашингтона: под конец своего правления он призывал страну избегать как долгосрочных союзов, так и соперничества с какой-либо страной, потому что результатом будут войны, которые не принесут США никакой выгоды. Последователи унилатерализма считают, что национальные интересы США должны стоять превыше любых обязательств страны перед международными организациями или военных и торговых союзов с другими государствами. Если же они вступают в противоречие, то тем хуже для последних.
Поэтому не случайно администрация Трампа сейчас вступает в наиболее острую конфронтацию не со своими традиционными соперниками, вроде России и Китая, а с союзниками и партнерами, от стран НАТО до Канады, Мексики и Тайваня. В рамках этой идеи органично вписывается и фактический демонтаж агентства USAID, которое вместе с Госдепом обеспечивало около 40% всей международной помощи в мире. Ни к чему тратить деньги на гуманитарные инициативы в качестве инструмента продвижения мягкой силы, если можно активно преследовать свою выгоду, угрожая несговорчивым партнерам торговыми пошлинами и другими инструментами. Глобальный пряник все больше сменяется кнутом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора