Жить на проценты
В России давно существует убеждение, что европейские банки, особенно швейцарские, — это эталон надежности и конфиденциальности. Многим хотелось жить на проценты от счета в швейцарском банке, и некоторые действительно так и жили. Банки на протяжении многих лет тепло относились к русским клиентам. Существовали, а кое-где и до сих пор работают так называемые русские дески — отделы клиентских менеджеров, которые специализируются на работе с русскоговорящими. Можно было спокойно хранить деньги в Швейцарии, имея только российский паспорт, без необходимости оформлять вид на жительство (ВНЖ). Однако времена изменились и требования ужесточились. Даже вековой нейтралитет Швейцарии был нарушен, и если у тебя нет ВНЖ в Европе, размещать средства в швейцарских банках становится все сложнее, особенно для россиян и белорусов. Теоретически вы все еще можете открыть счет по российскому паспорту без ВНЖ, но в рамках €100 000.
Каждый банк может вводить свои дополнительные условия и требования в рамках комплаенса, даже если они не прописаны прямо. Один банк может быть более гибким по отношению к клиентам с минимальными суммами, а другой — потребовать подтверждения реального проживания в Европе. Все это создает дополнительные сложности для тех, кто хочет сохранить или получить доступ к европейским банковским услугам.
Жесткий комплаенс европейских банков вызывает вполне понятные опасения российских клиентов. Они боятся не столько проверок, сколько того, что в будущем доступ к деньгам может быть ограничен или закрыт. Да, можно временно перейти в более лояльный банк, но ситуация усложняется с каждым годом, и в новом банке также могут возникнуть сложности. Сейчас счета в европейских банках имеют смысл в основном для тех, кто является европейским резидентом, во всяком случае, живет или зарабатывает за пределами России. Если же вы не живете в Европе или ваши деньги так или иначе связаны с Россией, то искать банк, который примет ваши средства, лучше за пределами Европы, например в Израиле или США.
Под рентгеном комплаенса
Процедура комплаенса требует сбора множества документов и времени на проверку, поэтому важно сразу выбрать тот банк, который с наибольшей вероятностью примет вас как клиента, а не тратить время на «попробуем». В идеале к процедуре готовятся заранее. Компании, профессионально занимающиеся такой подготовкой, помогают клиенту собрать всю необходимую информацию, чтобы провести анализ и выработать стратегию. Это позволяет заранее определить, какие юрисдикции и банки лучше всего подходят конкретному клиенту, учитывая его бэкграунд, источники доходов и планы на будущее.
Давайте разберемся, на что смотрят банкиры.
Личность клиента. Проверяются не только деньги, но и сам клиент, его семья и окружение. Банки будут запрашивать вашу биографию, искать упоминания в интернете: не попал ли клиент под санкции, не имеет ли он отношения к чувствительным индустриям, например к нефтегазовой. Наконец, насколько его активы соответствуют его общему благосостоянию. Если клиент работает в индустрии с высоким уровнем риска или его деятельность связана с Россией, вероятность отказа возрастает.
Место жительства. Где фактически проживаете последние годы и где планируете жить? Какие ВНЖ у вас есть, какие планируете получать? В некоторых случаях формального ВНЖ может быть достаточно, но многие банки хотят, чтобы клиент реально проживал в стране. Поэтому не выбрасывайте счета за электричество и воду, чтобы доказать ваше фактическое местонахождение в Европе.
Налоговый комплаенс. Банки дотошно проверяют, где новый клиент заплатил налоги. Какой страны он сейчас налоговый резидент, а какой был до этого? Планирует ли менять налоговое резидентство? Банк хочет знать, где клиент будет платить налоги в будущем.
Происхождение средств. В банковском мире это называется Source of Wealth — источник состояния. Это один из самых важных для комплаенса вопросов. Банки хотят знать, насколько сумма, которую клиент собирается разместить, соответствует его карьерному и жизненному пути — действительно ли это легитимные деньги, а не результат махинаций. Надо будет предоставить список прошлых инвестиций, информацию о банках, где клиент держал счета. Важно, чтобы все выглядело логично и соответствовало статусу клиента, — это проверка на здравый смысл. Среди источников могут быть дивиденды, зарплата, продажа недвижимости, продажа бизнеса или его доли, ценные бумаги, дарение. Источники подтверждаются через такие документы, как справки об уплате подоходного налога, договор купли-продажи, договор дарения.
Где хранятся деньги, или Source of Funds. Банки тщательно следят за тем, чтобы средства не были связаны с санкциями. И если деньги лежат в российском подсанкционном банке, например в «Сбере», европейский банк может отказать в их принятии. Некоторые допускают перевод, когда средства сначала поступают в банк, не находящийся под санкциями. Однако после этого клиенту придется избавиться от счетов в санкционных банках. Также отслеживается money trail — как деньги двигались между банками и юрисдикциями. Тут важно, чтобы не было разрывов цепочки, периодов хранения денег в виде наличности, также далеко не все банки лояльны к криптовалюте.
Цель перевода. Банк хочет знать, для чего вы собираетесь использовать свои средства. Можно указать, что вы будете инвестировать в ценные бумаги или заниматься альтернативными инвестициями. Возможно, планируете купить недвижимость. Но и текущие расходы или просто хранение активов на депозите — тоже понятная цель перевода.
Санкции. Находитесь ли вы или члены вашей семьи под санкциями, нет ли среди них публично ответственных лиц (PEP)? Есть ли в СМИ неблагоприятная информация о вас, например о судебных разбирательствах? Важно указать, есть ли у вас отношения с лицами, компаниями и даже со странами, которые попадали под санкции.
Чувствительные индустрии. В банковском комплаенсе к чувствительным индустриям (sensitive industries) относятся отрасли с повышенными рисками правового регулирования, санкций, отмывания денег и финансовых преступлений. Банки проводят более тщательную проверку клиентов и их активов, если они работали или связаны с этими областями. Среди чувствительных индустрий: нефтегазовая сфера, оборонная промышленность, драгоценные металлы, криптовалюта и обмен валюты, а также благотворительные организации, которые, к сожалению, нередко используются для отмывания средств. Если человек работает в топ-менеджменте нефтегазовой компании или владеет бизнесом в этом секторе, в Европе ему будет сложно.
Сумма. Некоторые банки, чтобы не тратить время на комплаенс, открывают свои двери для клиентов с российским паспортом только в том случае, если у них на счетах минимум €10 млн, а иногда и €20 млн. Такой высокий порог позволяет банкам сосредоточиться на проверках крупных клиентов, которые приносят значительный доход.
Деньги плохие и хорошие
Сейчас одно из требований к клиентам с российскими активами — отсутствие средств, заработанных в России после 24 февраля 2022 года. Если деньги были выведены из страны до этой даты, банки могут продолжить работать с ними. А вот если после, то, даже если вы были просто пассивным инвестором, владели недвижимостью или вкладами, банк может рассматривать эти средства как «грязные» и отказаться открывать счет или потребовать его закрыть.
Тем не менее некоторые банки подходят к ситуации более гибко и учитывают пропорции активов. Например, если человек уже давно живет за пределами России — в Швейцарии, Штатах, на Кипре или в Дубае, — но при этом сохраняет активы в российской юрисдикции, банки оценивают, какой процент его благосостояния составляют эти активы. Также важна его вовлеченность в российский бизнес: если клиент просто бенефициар, получает доход от бизнеса, но не вовлечен в операционные процессы, ему может быть сложно избавиться от этих активов, и банки могут это учесть.
Важно представить банку полную картину. Доверительные отношения с клиентом позволяют найти банк, которому эта ситуация будет понятна и приемлема, даже на фоне того, что многие полностью прекратили работу с российскими клиентами.
Неприятные сюрпризы
Недавно мне написал клиент: «Марк, мне вчера пришло письмо из банка о блокировке счета. Я у них больше 10 лет клиент. Что мне сейчас делать?» Этот случай иллюстрирует основные ошибки, которые совершают состоятельные клиенты в управлении капиталом.
Первая ошибка — недостаточная забота о рисках, связанных с личным капиталом. Владельцы бизнеса привыкли считать риски в своих компаниях, но когда дело касается капитала, этот навык часто теряется. Многие имеют счета только в одной юрисдикции, не задумываясь о возможных проблемах. Важно заранее открывать резервные счета в нескольких странах, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Вторая ошибка заключается в недостаточном понимании собственных расходов. Клиенты часто не осознают, сколько именно они платят банкам в виде комиссий, и не умеют торговаться за лучшие условия. Эти неоправданные расходы могут значительно уменьшить их капитал, а сложный процент усугубляет ситуацию. Состоятельные клиенты могут торговаться о стоимости бутылки шампанского в ресторане, не замечая, как в этот момент банки списывают у них лишние $100 000. Банки нужно подбирать не просто ради диверсификации «на всякий случай», открывая счета там, где это возможно. Важно подходить к выбору продуманно и с учетом целей клиента: это позволит не только обезопасить активы, но и значительно сократить расходы на комиссии. И такой подход остается верным, независимо от текущей ситуации с комплаенсом или санкциями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора