К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сам себе фонд: как меняется рынок управления семейными активами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В основе традиционной модели управления частными капиталами заложен неразрешимый конфликт интересов: банки и брокеры стремятся продать клиенту побольше продуктов с максимально высокой комиссией, зачастую игнорируя его долгосрочные жизненные цели. Во время рыночного суперцикла, когда все росло в цене, клиенты могли не замечать проблем, но в последние годы, как отмечает учредитель Skyfort Capital Илья Опренко, они все чаще ищут альтернативные пути сохранения своего благосостояния

C 2019 года количество семейных офисов по управлению частными состояниями в мире утроилось. По состоянию на май 2024-го общий объем активов под управлением 4500 SFO (Single Family Office) и 2500 MFO (Multi-Family Office) составляет $11,4 трлн. Россия не осталась в стороне от этого глобального тренда.

Смена парадигмы в индустрии произошла не случайно. По мере удовлетворения базовых потребностей в премиальном обслуживании, которые закрывали подразделения private banking крупнейших банков, состоятельные клиенты стали все чаще задаваться вопросом о соответствии сложившейся модели работы их долгосрочным целям.

Действительно, в основе модели взаимоотношений банков и брокеров с их клиентами во всем мире заложен неразрешимый конфликт интересов: банки и брокеры стремятся увеличивать отдачу на активы (ROA — Return on assets) в рамках доступной им части клиентских портфелей. Мультисемейные офисы, в свою очередь, пытаются агрегировать все активы клиентов у разных брокеров и банков в единую картину, принимая во внимание все классы активов, и построить совместно с клиентом личный финансовый план на 10 и более лет. Таким образом, клиент получает целостный взгляд на свой капитал вне зависимости от того, где и в какой форме капитал хранится, а также готовую дорожную карту на долгосрочный период, которая строится на основе жизненных целей клиента.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Вопросы о целях инвестирования, возможностях клиента фондировать портфель, необходимости обеспечить пенсионный капитал, обезопасить семью и выстроить наследственный план редко поднимаются в таких диалогах. Предлагается просто собрать портфель и, зажмурившись, довериться банкиру. 

Во всем мире проблемы индустрии похожи и стоят на заложенной в саму конструкцию банковского и брокерского сервиса родовую травму. В свое время эти институты решили проблему доступа на рынок небольших розничных инвесторов, и это был настоящий прорыв. При этом десятилетиями игроки рынка исходили в основном из принципа Shareholder value, то есть максимизации прибыли для акционеров. Этому принципу была подчинена и модель бизнеса, когда перед соответствующими подразделениями ставилась задача исключительно получения прибыли. 

 

В последние годы в мире получает распространение концепция Stakeholder economy. В ее рамках учитываются интересы не только акционеров, но и прочих контрагентов компании: клиентов, поставщиков, сотрудников и даже местных сообществ и окружающей среды. Здесь тоже есть свои перекосы, так как без прибыли ни один бизнес не сможет развиваться, но учет более широких групп интересов необходим, и в центре при этом должен стоять клиент. В результате этого ценностного сдвига и происходит отход от ранее принятой у банков и брокеров  политики максимизации отдачи на клиента к модели клиентоцентричности, где за основу берутся долгосрочные интересы и цели клиента. Одним из таких инструментов, получившим уже некоторое распространение в швейцарских банках, является Wealth Planning (планирование благосостояния), позволяющий учесть общую картину активов клиента и совместно с ним определить его цели на ближайшие десятилетия, выстраивая вокруг них инвестиционный цикл.

В период глобального суперцикла на финансовых рынках, который длился с 2010-го и вплоть до 2022 года, клиенты закрывали глаза на недостатки системы. После событий 2020-2022 годов, когда состоятельные россияне почти одновременно столкнулись с разрывом глобальных цепочек движения капитала и беспрецедентным санкционным шоком, завеса упала, и клиенты были неприятно удивлены тем, что остались наедине со своими проблемами. 

Взлет альтернативных инвестиций

Согласно отчетам UBS, JP Morgan и Citi, в портфелях крупнейших частных инвесторов (Ultra high-net-worth individuals, UHNWI), обладающих состоянием свыше $30 млн, в последние несколько десятилетий росла доля так называемых альтернативных инвестиций, или Private Markets, куда принято включать Private Equity, Private Credit, венчурные инвестиции, инвестиции в недвижимость, криптоактивы и другие классы альтернативных инвестиций, вплоть до ретроавтомобилей, вина, произведений искусства. 

 

Недавно титаны финансового рынка фонды Capital Group и KKR объявили о создании в 2025 году первого совместного комбинированного фонда (blended fund), который сочетает в себе инвестиции в ценные бумаги и альтернативные инвестиции. Еще ранее эту модель представили рынку эндаументы университетов так называемой Лиги плюща (Йель, Принстон, Гарвард). Работая в парадигме долгосрочного целеполагания, управляющие эндаумент-фондами могли позволить себе инвестировать на горизонте свыше десяти лет и, соответственно, охотнее добавляли в портфели акции непубличных компаний. 

Рост альтернативных инвестиций в портфелях UHNWI и институциональных инвесторов можно сравнить разве что с эффектом от массового распространения ETFs (Exchange Traded Funds) в мире в 1990-х. Несмотря на более низкую ликвидность таких портфелей, альтернативные инвестиции обеспечивают премию 6-8% к публичным рынкам на долгосрочном горизонте, и многие инвесторы, мыслящие стратегически, готовы немного потерять в ликвидности ради долгосрочной премии и устойчивости портфеля, которые обеспечивают альтернативные инвестиции, добавленные к традиционным публичным рынкам в портфелях инвесторов.

Банки и брокеры с опозданием реагируют на этот тренд и только начинают присматриваться к новому классу активов. Кроме того, ограниченность их собственной продуктовой полки не позволяет предложить клиенту диверсифицированный портфель альтернативных инвестиций. 

Цифровой Ротшильд

Как реакция на обострившиеся проблемы индустрии все более востребованным становится альтернативный подход к управлению капиталом — мультисемейные офисы. В отличие от банкира, который является сотрудником банка или брокера и обслуживает его интересы, wealth manager или мультисемейный офис связан договором с клиентом, в рамках которого его вознаграждение зависит от величины капитала под управлением и успешной реализации инвестиционной стратегии. Для мультисемейных офисов не важно, где хранятся активы клиентов — они выбирают банки и брокеры в интересах клиента и под его задачи. Мультисемейный офис представляет собой единый центр управления капиталом клиента по всему миру.

Более того, мы видим нарастающий тренд на конвергенцию инвестиционных фондов, с одной стороны, и подразделений private banking и мультисемейных офисов — с другой. В портфеле крупнейших клиентов UBS вы увидите построенный в миниатюре собственный инвестфонд, инвестиции которого в пропорции 60/40 распределены не между акциями и облигациями, как это было раньше, а между инвестициями в публичные рынки и альтернативными инвестициями. Сверхсостоятельные клиенты, по сути, копируют модели инвестирования крупнейших инвестфондов, а также эндаументов и реплицируют их на собственной инфраструктуре. Такую же картину мы увидим у клиентов банка Rothschild, например. 

 

Что делать обычным инвесторам?

Состоятельные клиенты могут позволить создать «карманные» инвестфонды на собственной инфраструктуре. За рубежом это может быть простой КИК, а в России распространение получили ЗПИФ. Так, только во II квартале 2024 года чистый приток средств в ЗПИФ увеличился более чем в полтора раза по сравнению с I кварталом — до 378,6 млрд рублей. На базе КИК или ЗПИФ под руководством профессионального управляющего состоятельные клиенты могут собрать собственный портфель по модели UBS, Capital Group&KKR или эндаумента Гарвардского университета.

Инвесторы, которые пока не могут позволить себе индивидуальный ЗПИФ или КИК (а я не рекомендую создавать собственную инфраструктуру с ликвидным капиталом менее $5 млн), могут стать пайщиками, например, одного из комбинированных инвестфондов, которые уже создают управляющие компании. В этом случае через покупку пая такого фонда они смогут получить доступ ко всем инвестициям фонда, включая доступ к лучшим сделкам на публичных рынках, венчурном рынке и рынке private equity, а также в недвижимости. Таким образом, может быть решена задача демократизации доступа рядовых квалифицированных инвесторов к лучшим мировым практикам инвестирования.

Резюмируя, можно предположить, что будущее рынка управления капиталами основано на следующих принципах:

  1. Единый центр управления всеми активами через мультисемейные офисы или на базе независимых управляющих.
  2. Прерогатива долгосрочного Wealth Planning-подхода в противовес агрессивным и более рискованным точечным продажам.
  3. Демократизация доступа обычных инвесторов к практикам управления капиталом крупнейших инвестдомов (инвестируй, как UBS, Йель или KKR) через цифровизацию и практики коллективных инвестиций.
  4. Новая эра 60/40 или точечное и продуманное внедрение в инвестиционные портфели блока альтернативных инвестиций.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+