К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Шеринг человеческого капитала: как IT-компании полюбили брать сотрудников «в аренду»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Модель аутстаффинга — привлечения на проекты сторонних специалистов или целых команд — начала развиваться в России примерно с 2016 года, но поначалу была мало интересна IT-компаниям и рынку. С тех пор все изменилось. Почему «аренда» разработчиков стала одним из востребованных способов решать кадровую проблему, объясняет основатель и гендиректор компании Firecode Андрей Морозов

В 2019 году объем российского рынка аренды IT-специалистов, по агрегированным данным Tagline и «Рейтинга Рунета», не превышал 5 млрд рублей, но к 2021-му увеличился в четыре раза, до 20 млрд рублей. Переломный момент наступил в ходе пандемии: до ковида компании рассматривали аутстаффинг как вынужденную меру для быстрого масштабирования, и если привлекали таких специалистов, то с обязательным требованием работы в офисе. По нашим наблюдениям, спрос именно на аутстаффинг составлял не более 30% в общей доле обращений в IT-компании, предлагающие эту услугу, и удовлетворить его было сложно из-за изначально распределенного характера команд, где в одной компании совмещался классический аутсорсинг и аутстаффинг. 

Вынужденный домашний режим научил бизнес управлять и удаленными сотрудниками, а также снижать риски безопасности, связанные с работой вне офиса. Заказчики «распробовали» внешний наем, и в 2023 году рынок этой услуги вырос уже до более чем 25 млрд рублей. При этом IT — не единственная сфера, где шеринговая экономика проникает в HR-процессы. Взрывной рост спроса на аренду сотрудников наблюдается также в ретейле, строительном бизнесе, логистике, тяжелой промышленности. По сути, везде, где дефицит кадров уже достиг достаточной остроты, чтобы компании были готовы пробовать новые способы роста.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Деньги, время, светлые головы

Основные причины бурного развития аутстаффинга очевидны: растущий дефицит IT-кадров, наложившийся на волну импортозамещения и миграции на отечественное ПО. Привлекать готовые внешние команды оказалось проще и быстрее, чем искать людей в наем. Но любопытна и другая предпосылка — продолжающийся тренд на оптимизацию расходов, который заставляет бизнес искать возможности экономии, в том числе на владении штатом разработчиков. Парадоксально, но причина оптимизации заключается в той же сфере, что и ее решение, — в проблемах рынка труда, обостряющемся в последние пять лет дефиците кадров и растущих зарплатах, из-за которых компаниям приходится урезать расходы по другим категориям.  

 

Наше исследование показало, что аутстаффинг экономит компаниям до 30% расходов на IT-персонал. Нанимая специалиста, заказчик платит только за фактически отработанные часы в проекте и экономит за счет налоговых льгот, отсутствия простоя из-за больничных и отпусков, косвенных расходов на технику, аренду и обслуживание офиса, расходов на наем, развитие и управление персоналом.

Бизнес, который предоставляет аутстаффинговые услуги, тоже несет эти расходы, но его процессы уже оптимизированы под нужных специалистов, а государство предоставляет профильным IT-компаниям налоговые льготы. Даже недавнее повышение налога на прибыль до 5% вместо 0% не сравнится с налоговыми ставками компаний, для которых IT — лишь одно из внутренних подразделений. К примеру, если компания из продовольственного сектора нанимает трех программистов и одного тестировщика, то наем в штат будет занимать от двух до трех месяцев и обойдется компании в 20 млн рублей в год. Если у бизнеса есть аккредитация как IT-компании, то можно уложиться в 18 млн рублей. Привлечение тех же специалистов в формате аутстафф будет стоить 17 млн рублей в год.

 

Есть у аутстаффинга и другие особенности, которые закрывают «боли» быстрорастущих компаний:

  • Гибкость масштабирования. В отличие от найма штатных сотрудников, который требует от 3 до 12 недель, внешние специалисты могут быть привлечены под конкретный проект очень быстро, буквально за 3-10 дней, и так же легко отключены после его завершения. Эта скорость идеально подходит для экспериментов и пилотов, которыми сейчас живет IT-рынок: около 65% запросов на аутстаффинг в 2023 году предполагали привлечение сотрудников именно на короткий срок от трех до шести месяцев.
  • Оптимизация рисков. Привлечение аутстаф-сотрудников в пропорции 30-40% к 70-60% штатным позволяет компаниям застраховать себя от непредвиденных ситуаций в экономике, при необходимости безболезненно снижая количество специалистов за счет аутстаффинговых.
  • Удобство работы. Ответственность за процессы и коммуникацию с командой лежит на провайдере (исполнителе), а у заказчика остается больше времени на продукт и бизнес-задачи.
  • Доступ к экспертизе. Аутстаффинг позволяет получить редкие и востребованные компетенции, которые сложно найти на рынке. У аутстаффинговой компании обычно есть пул сильных экспертов и возможность поделиться не только их опытом, но и опытом всей компании, который для некоторых сегментов может быть уникальным.
  • Прозрачность. Это особенное преимущество аутстаффинга перед аутсорсингом, который, по сути, не контролируется заказчиком, потому что управление специалистами тоже делегируется вовне.

«Аренда» людей в картине рынка

По данным исследований, за 2023 год спрос на аутстаффинг вырос на 26%. В большинстве случаев этот формат заказывает крупный и средний бизнес: по нашим подсчетам, внешние команды к проектам привлекают уже около 70% крупнейших компаний из РБК-500, причем самыми крупными заказчиками были и остаются банки.  При этом в последний год наблюдается рост спроса и со стороны малого и среднего бизнеса: IT-специалисты все реже готовы работать в найме в небольших непрофильных компаниях, и таким фирмам приходится закрывать свои потребности с помощью аутстаффинга.

Примечательно, что срок контрактов за последние полтора года вырос в среднем с двух-трех до пяти-семи месяцев, что говорит о растущей ценности услуги. С помощью «аренды» сотрудников бизнес получил доступ к специалистам, которые не ищут работу и трудятся в различных IT-компаниях. По нашим оценкам, ставки на специалистов составляют в среднем 2500 рублей в час за обычных разработчиков, 3200 рублей в час за Senior-разработчиков и 3800 рублей в час для Lead-специалистов. Согласно статье 341.1 Трудового кодекса, зарплаты внешних сотрудников должны быть равноценны зарплатам наемных, но совокупные затраты в деньгах на них все равно оказываются ниже. Дополнительно компания получает ресурс, который оценить в деньгах сложнее, — время на наем и развитие непрофильных отделов, а также готовый опыт, который получать самим было бы слишком дорого. Мы все чаще замечаем, что компании обращаются к аутстафф-партнерам не только за дополнительными «руками», но и за профильной экспертизой самой компании. 

 

Что касается предложения, то, по нашим замерам, доля соискателей, рассматривающих вакансии в аутстафф-компаниях, тоже ежегодно растет. Работа в таком формате позволяет профессионалам гибко выбирать проекты и переключаться между ними, а также избегать сложных и затянутых HR-процессов, свойственных корпорациям. Это особенно важно поколению зумеров, которые активно выходят на рынок труда. Полученный опыт дает заметные бонусы в глазах работодателей за счет разнообразия: размещенное резюме специалиста с опытом в аутстаффинге становится неактивным в среднем в течение суток после публикации, так как человек получил и принял офер. 

Структурно предложение на рынке аутстаффинга в России формируется нишевыми провайдерами, которые, по сути, являются IT-компаниями с большим штатом сотрудников, а также маркетплейсами-агрегаторами. Пару лет назад, во время оживления рынка, в сегменте также было много перекупщиков и аутсорс-компаний, однако особенности бизнес-модели не позволяют зарабатывать тем, кто не готов заниматься аутстаффингом с полным погружением. Во-первых, сильные IT-специалисты отказываются работать в небольших или молодых компаниях: у них есть выбор между стабильными игроками с крупными клиентами и интересными проектами. Во-вторых, для старта в этой сфере нужен штат хотя бы из 10-15 человек и соответствующие инвестиции в размере 15-20 млн рублей на зарплаты. Наконец, даже при идеально отточенных бизнес-процессах рентабельность аутстафф-компании не превышает 25%. Вот почему в бизнесе остаются те, кто готов вкладываться в развитие направления аутстаффинга и играть тут вдолгую.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+