Шеринг человеческого капитала: как IT-компании полюбили брать сотрудников «в аренду»
В 2019 году объем российского рынка аренды IT-специалистов, по агрегированным данным Tagline и «Рейтинга Рунета», не превышал 5 млрд рублей, но к 2021-му увеличился в четыре раза, до 20 млрд рублей. Переломный момент наступил в ходе пандемии: до ковида компании рассматривали аутстаффинг как вынужденную меру для быстрого масштабирования, и если привлекали таких специалистов, то с обязательным требованием работы в офисе. По нашим наблюдениям, спрос именно на аутстаффинг составлял не более 30% в общей доле обращений в IT-компании, предлагающие эту услугу, и удовлетворить его было сложно из-за изначально распределенного характера команд, где в одной компании совмещался классический аутсорсинг и аутстаффинг.
Вынужденный домашний режим научил бизнес управлять и удаленными сотрудниками, а также снижать риски безопасности, связанные с работой вне офиса. Заказчики «распробовали» внешний наем, и в 2023 году рынок этой услуги вырос уже до более чем 25 млрд рублей. При этом IT — не единственная сфера, где шеринговая экономика проникает в HR-процессы. Взрывной рост спроса на аренду сотрудников наблюдается также в ретейле, строительном бизнесе, логистике, тяжелой промышленности. По сути, везде, где дефицит кадров уже достиг достаточной остроты, чтобы компании были готовы пробовать новые способы роста.
Деньги, время, светлые головы
Основные причины бурного развития аутстаффинга очевидны: растущий дефицит IT-кадров, наложившийся на волну импортозамещения и миграции на отечественное ПО. Привлекать готовые внешние команды оказалось проще и быстрее, чем искать людей в наем. Но любопытна и другая предпосылка — продолжающийся тренд на оптимизацию расходов, который заставляет бизнес искать возможности экономии, в том числе на владении штатом разработчиков. Парадоксально, но причина оптимизации заключается в той же сфере, что и ее решение, — в проблемах рынка труда, обостряющемся в последние пять лет дефиците кадров и растущих зарплатах, из-за которых компаниям приходится урезать расходы по другим категориям.
Наше исследование показало, что аутстаффинг экономит компаниям до 30% расходов на IT-персонал. Нанимая специалиста, заказчик платит только за фактически отработанные часы в проекте и экономит за счет налоговых льгот, отсутствия простоя из-за больничных и отпусков, косвенных расходов на технику, аренду и обслуживание офиса, расходов на наем, развитие и управление персоналом.
Бизнес, который предоставляет аутстаффинговые услуги, тоже несет эти расходы, но его процессы уже оптимизированы под нужных специалистов, а государство предоставляет профильным IT-компаниям налоговые льготы. Даже недавнее повышение налога на прибыль до 5% вместо 0% не сравнится с налоговыми ставками компаний, для которых IT — лишь одно из внутренних подразделений. К примеру, если компания из продовольственного сектора нанимает трех программистов и одного тестировщика, то наем в штат будет занимать от двух до трех месяцев и обойдется компании в 20 млн рублей в год. Если у бизнеса есть аккредитация как IT-компании, то можно уложиться в 18 млн рублей. Привлечение тех же специалистов в формате аутстафф будет стоить 17 млн рублей в год.
Есть у аутстаффинга и другие особенности, которые закрывают «боли» быстрорастущих компаний:
- Гибкость масштабирования. В отличие от найма штатных сотрудников, который требует от 3 до 12 недель, внешние специалисты могут быть привлечены под конкретный проект очень быстро, буквально за 3-10 дней, и так же легко отключены после его завершения. Эта скорость идеально подходит для экспериментов и пилотов, которыми сейчас живет IT-рынок: около 65% запросов на аутстаффинг в 2023 году предполагали привлечение сотрудников именно на короткий срок от трех до шести месяцев.
- Оптимизация рисков. Привлечение аутстаф-сотрудников в пропорции 30-40% к 70-60% штатным позволяет компаниям застраховать себя от непредвиденных ситуаций в экономике, при необходимости безболезненно снижая количество специалистов за счет аутстаффинговых.
- Удобство работы. Ответственность за процессы и коммуникацию с командой лежит на провайдере (исполнителе), а у заказчика остается больше времени на продукт и бизнес-задачи.
- Доступ к экспертизе. Аутстаффинг позволяет получить редкие и востребованные компетенции, которые сложно найти на рынке. У аутстаффинговой компании обычно есть пул сильных экспертов и возможность поделиться не только их опытом, но и опытом всей компании, который для некоторых сегментов может быть уникальным.
- Прозрачность. Это особенное преимущество аутстаффинга перед аутсорсингом, который, по сути, не контролируется заказчиком, потому что управление специалистами тоже делегируется вовне.
«Аренда» людей в картине рынка
По данным исследований, за 2023 год спрос на аутстаффинг вырос на 26%. В большинстве случаев этот формат заказывает крупный и средний бизнес: по нашим подсчетам, внешние команды к проектам привлекают уже около 70% крупнейших компаний из РБК-500, причем самыми крупными заказчиками были и остаются банки. При этом в последний год наблюдается рост спроса и со стороны малого и среднего бизнеса: IT-специалисты все реже готовы работать в найме в небольших непрофильных компаниях, и таким фирмам приходится закрывать свои потребности с помощью аутстаффинга.
Примечательно, что срок контрактов за последние полтора года вырос в среднем с двух-трех до пяти-семи месяцев, что говорит о растущей ценности услуги. С помощью «аренды» сотрудников бизнес получил доступ к специалистам, которые не ищут работу и трудятся в различных IT-компаниях. По нашим оценкам, ставки на специалистов составляют в среднем 2500 рублей в час за обычных разработчиков, 3200 рублей в час за Senior-разработчиков и 3800 рублей в час для Lead-специалистов. Согласно статье 341.1 Трудового кодекса, зарплаты внешних сотрудников должны быть равноценны зарплатам наемных, но совокупные затраты в деньгах на них все равно оказываются ниже. Дополнительно компания получает ресурс, который оценить в деньгах сложнее, — время на наем и развитие непрофильных отделов, а также готовый опыт, который получать самим было бы слишком дорого. Мы все чаще замечаем, что компании обращаются к аутстафф-партнерам не только за дополнительными «руками», но и за профильной экспертизой самой компании.
Что касается предложения, то, по нашим замерам, доля соискателей, рассматривающих вакансии в аутстафф-компаниях, тоже ежегодно растет. Работа в таком формате позволяет профессионалам гибко выбирать проекты и переключаться между ними, а также избегать сложных и затянутых HR-процессов, свойственных корпорациям. Это особенно важно поколению зумеров, которые активно выходят на рынок труда. Полученный опыт дает заметные бонусы в глазах работодателей за счет разнообразия: размещенное резюме специалиста с опытом в аутстаффинге становится неактивным в среднем в течение суток после публикации, так как человек получил и принял офер.
Структурно предложение на рынке аутстаффинга в России формируется нишевыми провайдерами, которые, по сути, являются IT-компаниями с большим штатом сотрудников, а также маркетплейсами-агрегаторами. Пару лет назад, во время оживления рынка, в сегменте также было много перекупщиков и аутсорс-компаний, однако особенности бизнес-модели не позволяют зарабатывать тем, кто не готов заниматься аутстаффингом с полным погружением. Во-первых, сильные IT-специалисты отказываются работать в небольших или молодых компаниях: у них есть выбор между стабильными игроками с крупными клиентами и интересными проектами. Во-вторых, для старта в этой сфере нужен штат хотя бы из 10-15 человек и соответствующие инвестиции в размере 15-20 млн рублей на зарплаты. Наконец, даже при идеально отточенных бизнес-процессах рентабельность аутстафф-компании не превышает 25%. Вот почему в бизнесе остаются те, кто готов вкладываться в развитие направления аутстаффинга и играть тут вдолгую.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора