Российский топливный рынок на стыке весны и лета 2024 года вошел в очередную фазу стремительного роста цен. Кумулятивный прирост цен на автомобильный бензин за девять недель с 7 мая по 8 июля достиг 2,5%, тогда как в период с 5 марта по 6 мая он составил лишь 0,8%. По данным Росстата, темпы прироста цен на дизельное топливо за тот же период ускорились с 0,9% до 1,3% соответственно.
Четыре фактора роста цен
Главной предпосылкой для роста цен на бензин можно назвать сокращение выпуска топлива. Согласно последним доступным данным Росстата, производство автомобильного бензина в России на неделе с 13 по 19 мая 2024 года сократилось на 18% в сравнении с уровнем 19-25 февраля, который был максимальным для нынешнего года. Производство дизеля за тот же период снизилось на 11%.
Сокращение выпуска является наиболее болезненным для «бензинового» сегмента, где профицит мощностей существенно ниже, чем в производстве дизеля. Это во многом объясняет и решение Росстата закрыть публикацию данных по производству бензина, и опережающие темпы прироста цен на бензин в сравнении с дизельным топливом.
На сужение профицита также влияют сезонный рост спроса на топливо и восстановление автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых авто в России по итогам первой половины 2024 года выросли на 79% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го, достигнув 719 300 штук и приблизившись к уровню первой половины «докризисного» 2021 года — 793 400 штук.
Еще один фактор в пользу роста цен — разрешение на возобновление экспорта бензина, которое вступило в силу 17 мая. По данным S&P Global Platts, морской экспорт бензина из России увеличился с 99 000 баррелей в сутки (б/с) в мае 2024 года до 150 000 б/с в июне, а доля бензина в общей структуре морских поставок нефтепродуктов из России — с 4% до 7%. Как и до введения санкций Евросоюза, в российском экспорте нефтепродуктов по-прежнему доминируют мазут и дизельное топливо, однако на фоне сокращения выпуска экспорт бензина усиливает риски дефицита на внутреннем рынке.
Негласные ограничения рынка
При этом у нефтяников есть стимулы для повышения цен в рознице. С одной стороны, российские НПЗ, большинство из которых входят в состав вертикально интегрированных компаний (ВИНК), столкнулись с ростом издержек. Судя по данным Росстата, сальдо прибылей и убытков российских предприятий по экономике в целом по итогам первых четырех месяцев 2024 года выросло на 13,8% — до 10,05 трлн рублей. Однако в производстве нефтепродуктов оно снизилось на 15,4% — до 1,202 тлрн рублей. Доля убыточных организаций за тот же период выросла до 27% — против 25% в январе — апреле 2023-го.
При этом в отличие от прошлого года ряд крупных производителей бензина сталкиваются с периодами вынужденного простоя, оборачивающимися сокращением выпуска топлива и финансовыми потерями — как из-за атак беспилотников и ущерба инфраструктуре НПЗ, так и из-за санкций на поставку оборудования из Европы и Северной Америки. По данным ЦДУ ТЭК, в первом квартале 2024 года Нижегородский НПЗ снизил производство автобензина на 36%, а «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области — на 7,7%.
С другой стороны, нефтяники опасаются компенсировать рост издержек за счет сильного повышения биржевых цен, поскольку в противном случае они лишатся прав на получение демпфера. Речь идет о так называемом правиле «10-20», которое официально закреплено в Налоговом кодексе: нефтяники лишаются бюджетных субсидий, если среднемесячная биржевая цена бензина АИ-92 превышает установленную в кодексе «условную» цену на 10%, а цена дизельного топлива — на 20%. С учетом этих положений, предельный порог для биржевых цен на бензин АИ-92 составляет 64 515 рублей за тонну, а для дизельного топлива — 66 000 рублей за тонну. Для сравнения: биржевая цена АИ-92 по итогам торгов 17 июля 2024 года достигла 57 096 рублей за тонну, а цена дизеля — 60 441 рубля за тонну.
Прошлогодний топливный кризис наглядно показал, что нефтяники могут «разгонять» цены на бирже до более чем 70 000 рублей за тонну. Однако из-за упомянутого риска обнуления субсидий по демпферу они компенсируют рост издержек в рознице, где есть только негласное ограничение: розничные цены на топливо не должны расти быстрее инфляции, особенно в период выборов. Последний федеральный избирательный цикл закончился в марте 2024 года, и вскоре после этого в топливной рознице начался стремительный рост цен. По всей видимости, остановить его удастся за счет возобновления запрета на экспорт, которое может вступить в силу с августа.
Однако фундаментальные причины роста цен будут оставаться в силе, в том числе риски сокращения поставок топлива из-за внеплановых ремонтов на НПЗ, а также снижение рентабельности нефтепереработки из-за увеличения периодов вынужденного простоя. Проблема заключается и в том, что российские регуляторы не могут серьезно повлиять на динамику выпуска топлива: для этого требуется отмена санкций на поставку оборудования для НПЗ, что явно находится вне компетенций ФАС и Минэнерго.
Выход через биржу
В силах регуляторов лишь увеличить конкуренцию в топливной рознице, что можно сделать за счет повышения нормативов биржевых продаж. К сегодняшнему дню норматив по бензину составляет 15% от объемов производства, а по дизельному топливу — 16%. Оба норматива стоит увеличить хотя бы до 33% — минимального порога, при котором биржевые цены будут находиться ниже границы демпфера в силу роста конкуренции на бирже, а не из-за угрозы потери субсидий.
Повышение нормативов повысит доступность топлива для независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально интегрированных компаний, что увеличит конкуренцию в рознице: заправки крупных компаний не смогут завышать цену без угрозы потери рынка. С другой стороны, эта мера облегчит закупки топлива для трейдеров, что поможет разрушению региональных топливных монополий: из-за снижения биржевых цен трейдеры смогут предлагать мелкооптовым потребителям топливо дешевле даже с учетом логистики, чем у доминирующих в том или ином регионе производителей.
Повышение биржевых нормативов — шаг, для которого достаточно лишь совместного распоряжения ФАС и Минэнерго. Для этого не нужна ни демонополизация нефтепереработки — с чем вряд ли согласятся компании, ни увеличение субсидий — на что не пойдет Минфин, ни отмена санкций, которая находится в повестке отдаленного будущего. Однако эта мера может решить ключевую проблему — отсутствие у компаний стимулов для снижения цен в рознице.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора