К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Издержки регулирования: можно ли остановить рост цен на бензин

Фото Егора Алеева / ТАСС
Фото Егора Алеева / ТАСС
В России снова дорожает бензин. Производители топлива отыгрывают свои издержки за счет потребителей, а регуляторы обсуждают различные способы стабилизации ситуации, в том числе и продление запрета на экспорт. Однако, как полагает генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин, решить проблему можно только за счет кратного повышения нормативов продажи бензина через биржу

Российский топливный рынок на стыке весны и лета 2024 года вошел в очередную фазу стремительного роста цен. Кумулятивный прирост цен на автомобильный бензин за девять недель с 7 мая по 8 июля достиг 2,5%, тогда как в период с 5 марта по 6 мая он составил лишь 0,8%. По данным Росстата, темпы прироста цен на дизельное топливо за тот же период ускорились с 0,9% до 1,3% соответственно.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Четыре фактора роста цен

Главной предпосылкой для роста цен на бензин можно назвать сокращение выпуска топлива. Согласно последним доступным данным Росстата, производство автомобильного бензина в России на неделе с 13 по 19 мая 2024 года сократилось на 18% в сравнении с уровнем 19-25 февраля, который был максимальным для нынешнего года. Производство дизеля за тот же период снизилось на 11%. 

Сокращение выпуска является наиболее болезненным для «бензинового» сегмента, где профицит мощностей существенно ниже, чем в производстве дизеля. Это во многом объясняет и решение Росстата закрыть публикацию данных по производству бензина, и опережающие темпы прироста цен на бензин в сравнении с дизельным топливом. 

 

На сужение профицита также влияют сезонный рост спроса на топливо и восстановление автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых авто в России по итогам первой половины 2024 года выросли на 79% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го, достигнув 719 300 штук и приблизившись к уровню первой половины «докризисного» 2021 года — 793 400 штук. 

Еще один фактор в пользу роста цен — разрешение на возобновление экспорта бензина, которое вступило в силу 17 мая. По данным S&P Global Platts, морской экспорт бензина из России увеличился с 99 000 баррелей в сутки (б/с) в мае 2024 года до 150 000 б/с в июне, а доля бензина в общей структуре морских поставок нефтепродуктов из России — с 4% до 7%. Как и до введения санкций Евросоюза, в российском экспорте нефтепродуктов по-прежнему доминируют мазут и дизельное топливо, однако на фоне сокращения выпуска экспорт бензина усиливает риски дефицита на внутреннем рынке.

 

Негласные ограничения рынка

При этом у нефтяников есть стимулы для повышения цен в рознице. С одной стороны, российские НПЗ, большинство из которых входят в состав вертикально интегрированных компаний (ВИНК), столкнулись с ростом издержек. Судя по данным Росстата, сальдо прибылей и убытков российских предприятий по экономике в целом по итогам первых четырех месяцев 2024 года выросло на 13,8% — до 10,05 трлн рублей. Однако в производстве нефтепродуктов оно снизилось на 15,4% — до 1,202 тлрн рублей. Доля убыточных организаций за тот же период выросла до 27% — против 25% в январе — апреле 2023-го. 

При этом в отличие от прошлого года ряд крупных производителей бензина сталкиваются с периодами вынужденного простоя, оборачивающимися сокращением выпуска топлива и финансовыми потерями — как из-за атак беспилотников и ущерба инфраструктуре НПЗ, так и из-за санкций на поставку оборудования из Европы и Северной Америки. По данным ЦДУ ТЭК, в первом квартале 2024 года Нижегородский НПЗ снизил производство автобензина на 36%, а «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области — на 7,7%. 

С другой стороны, нефтяники опасаются компенсировать рост издержек за счет сильного повышения биржевых цен, поскольку в противном случае они лишатся прав на получение демпфера. Речь идет о так называемом правиле «10-20», которое официально закреплено в Налоговом кодексе: нефтяники лишаются бюджетных субсидий, если среднемесячная биржевая цена бензина АИ-92 превышает установленную в кодексе «условную» цену на 10%, а цена дизельного топлива — на 20%. С учетом этих положений, предельный порог для биржевых цен на бензин АИ-92 составляет 64 515 рублей за тонну, а для дизельного топлива — 66 000 рублей за тонну. Для сравнения: биржевая цена АИ-92 по итогам торгов 17 июля 2024 года достигла 57 096 рублей за тонну, а цена дизеля — 60 441 рубля за тонну. 

 

Прошлогодний топливный кризис наглядно показал, что нефтяники могут «разгонять» цены на бирже до более чем 70 000 рублей за тонну. Однако из-за упомянутого риска обнуления субсидий по демпферу они компенсируют рост издержек в рознице, где есть только негласное ограничение: розничные цены на топливо не должны расти быстрее инфляции, особенно в период выборов. Последний федеральный избирательный цикл закончился в марте 2024 года, и вскоре после этого в топливной рознице начался стремительный рост цен. По всей видимости, остановить его удастся за счет возобновления запрета на экспорт, которое может вступить в силу с августа. 

Однако фундаментальные причины роста цен будут оставаться в силе, в том числе риски сокращения поставок топлива из-за внеплановых ремонтов на НПЗ, а также снижение рентабельности нефтепереработки из-за увеличения периодов вынужденного простоя. Проблема заключается и в том, что российские регуляторы не могут серьезно повлиять на динамику выпуска топлива: для этого требуется отмена санкций на поставку оборудования для НПЗ, что явно находится вне компетенций ФАС и Минэнерго.

Выход через биржу

В силах регуляторов лишь увеличить конкуренцию в топливной рознице, что можно сделать за счет повышения нормативов биржевых продаж. К сегодняшнему дню норматив по бензину составляет 15% от объемов производства, а по дизельному топливу — 16%. Оба норматива стоит увеличить хотя бы до 33% — минимального порога, при котором биржевые цены будут находиться ниже границы демпфера в силу роста конкуренции на бирже, а не из-за угрозы потери субсидий. 

Повышение нормативов повысит доступность топлива для независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально интегрированных компаний, что увеличит конкуренцию в рознице: заправки крупных компаний не смогут завышать цену без угрозы потери рынка. С другой стороны, эта мера облегчит закупки топлива для трейдеров, что поможет разрушению региональных топливных монополий: из-за снижения биржевых цен трейдеры смогут предлагать мелкооптовым потребителям топливо дешевле даже с учетом логистики, чем у доминирующих в том или ином регионе производителей.

Повышение биржевых нормативов — шаг, для которого достаточно лишь совместного распоряжения ФАС и Минэнерго. Для этого не нужна ни демонополизация нефтепереработки — с чем вряд ли согласятся компании, ни увеличение субсидий — на что не пойдет Минфин, ни отмена санкций, которая находится в повестке отдаленного будущего. Однако эта мера может решить ключевую проблему — отсутствие у компаний стимулов для снижения цен в рознице.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+