Консервативная революция: зачем Дональд Трамп выбрал сенатора Вэнса своим напарником
Народ и партия
Когда в 2015 году Дональд Трамп начал свой поход к вершинам американского политического Олимпа, острый на язык и грубоватый бизнесмен казался одиночкой, выскочкой, аутсайдером. На фоне выходца из звездной династии, «приличного» и «аристократичного» Джеба Буша или перспективного молодого латиноамериканца Марка Рубио, торгаш и деляга с рыжими волосами выглядел совершенно непроходным. «У Трампа есть шанс лишь в 1% быть выдвинутым от Республиканской партии», — рапортовал телеканал CNN.
Республиканская партия, в то время партия Рональда Рейгана, плотно стояла на пути неоконсерватизма. Продвижение демократии за рубежом и трансатлантическая солидарность, «путь к миру через силу» и несгибаемое мировое лидерство: белоголовый орлан американских ценностей должен был гордо парить над странами и континентами. Внутри страны «слоны» больше всего заботились о бизнесменах.
Была, однако, одна проблема. Вернее, даже не одна, а десятки миллионов — десятки миллионов людей, о которых, кажется, все забыли. Эти люди не были успешными финансистами с Уолл-стрит или феминистками из пестрых прибрежных городов. У них не было высшего образования, это были фермеры, строители, шахтеры, нефтедобытчики, водители грузовиков и фабричные рабочие — те, кого обычно называют «синими воротничками» и чьими руками выстроена Америка. Эти люди жили в забытых и политиками, и Богом штатах, презрительно именуемых flyover states, — то есть штатах, над которыми надо пролетать на самолетах по пути из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно.
Они видели, как под натиском «экономики услуг» и свободной торговли закрываются шахты, заводы и магазины, как теряется их идентичность, пока политики были заняты или заботой о крупных монополистах, или ломали копья вокруг «социальной справедливости». Эти люди во многом и привели Трампа в Белый дом.
Война за душу
Пока Трамп набирал силу, в Республиканской партии оформилось движение так называемых Never Trumpers — консерваторов, согласных на «любого, кроме Трампа». Традиционным республиканцам со звездными фамилиями и десятилетиями политической службы не нравилось, что неотесанный грубиян пытается буквально угнать у них партию.
Но Дональд Трамп не только дал им бой, но и решительно разгромил, — за девять лет с начала своей политической карьеры от движения практически ничего не осталось: кто-то, критиковав Трампа поначалу, подчинился ему, как например, сенатор Линдси Грэм. Кто-то сдался: например, лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл уже объявил, что скоро отойдет от дел. Кто-то был побежден: Лиз Чейни, бывшая конгрессвумен от штата Вайоминг, дочь Дика Чейни и одна из самых громких критиков Дональда Трампа, лишилась поста, когда Трамп поддержал ее оппонента на выборах. Республиканская партия стала партией Трампа — партией MAGA (Make America Great Again — «Сделать Америку великой вновь», политический лозунг Трампа). Это касается и внутренней, и внешней политики, былой неоконсерватизм республиканцев практически ушел в прошлое.
Операция «Преемник»
Вокруг Трампа все это время не было равного ему потенциального преемника: были родственники, были лояльные (часто вынужденно) сенаторы и конгрессмены. До 15 июля 2024 года.
Собственно, потенциальный вице-президент второй администрации Трампа — Джей Ди Вэнс — один из раскаявшихся «невертрамперов». 39-летний сенатор от штата Огайо на заре своей политической карьеры, совпавшей с подъемом Дональда Трампа, предупреждал, что миллиардер — «опиум для народа», ведущий «американских рабочих в опасное место». «Я решительно против Трампа», — говорил он. «Боже, ну и идиот», — комментировал он одно из выступлений тогдашнего кандидата в президенты.
Со временем, однако, Вэнс к Трампу проникся. О самом Вэнсе важно знать, что он выходец из бедной семьи, с детства столкнувшийся с изнанкой жизни. Он родился в Огайо, «в сталелитейном городишке, который постепенно и неуклонно лишался и рабочих мест, и надежды». Отец довольно быстро развелся с матерью Джей Ди — Беверли Вэнс — и женщине пришлось растить его в одиночку. Женщина, успевшая получить образование медсестры, сначала пристрастилась к медицинским обезболивающим, затем перешла на героин. Она сходилась и расходилась с разными мужчинами, безуспешно пытаясь побороть тягу к наркотикам, избивала и самого Джей Ди, и его сестру Линдси.
Дети, спасаясь от нестабильности, перебрались жить к ее родителям, однако и там жизнь не была безоблачной. Дед пил, бабушка была жестока: в своей книге «Элегия деревенщины» Вэнс описывает, как женщина однажды решила отомстить мужу, который пришел домой пьяным, — она облила его топливом для зажигалок и чиркнула спичкой. Тушить деда пришлось юному Джей Ди. Бабушке и дедушке, однако, он был благодарен за прививание ему правильных ценностей.
Сам будущий соратник Дональда Трампа выбрался из этого океана безнадежности: пошел в морпехи, служил в Ираке, поступил в Йельский университет. Именно во время учебы он и задумался о книге. «Статистика говорит, что у ребят вроде меня будущее безрадостное, — если тебе повезет, ты не сядешь на пособия. А если не повезет, умрешь от передозировки героином», — писал он. Закончив Йель и поработав в корпоративном мире, Джей Ди ушел к венчурному капиталисту Питеру Тилю, известному спонсору Республиканской партии. Тот поддержал его сенатскую кампанию и лично привел его к Трампу, чтобы восстановить отношения политиков.
После победы Трампа в 2016 году «Элегия» стала настольной книгой для многих демократов, которые пытались понять истоки его популярности и причину своего шокирующего поражения. В каком-то смысле сам Вэнс и стал олицетворением тех людей, которые и привели Трампа к власти.
Сегодня Джей Ди Вэнс — верный знаменосец трамповского движения, сторонник наиболее радикальных и жестких мер, которые предлагал или предлагает его старший товарищ. Он согласен с утверждением, что в 2020 году выборы прошли не до конца честно, поддерживает ограничение права на аборты и выступает против активного вмешательства США в международные конфликты, в том числе на Украине. Поддержка главного республиканца наших дней не ограничивается политическими заявлениями: когда в Нью-Йорке проходил суд над Трампом и ему самому было запрещено комментировать ход дела, именно Вэнс громил основного свидетеля обвинения под телекамерами журналистов.
Впрочем, конкретные политические позиции Вэнса сегодня — далеко не самое главное. Он, безусловно, будет готов их менять в соответствии с прихотями своего босса. Куда важнее, что в середине лета 2024 года миру было явлено новое молодое лицо движения MAGA: и главной задачей Вэнса в случае победы на выборах будет за недолгие четыре года превратиться в нового Трампа. И тогда трансформация партии Рейгана в партию Трампа завершится окончательно.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора