Как российскому стратегу получить работу в Uber и переехать в Нью-Йорк
В 2022 году консалтинговая компания McKinsey объявила, что покинет российский рынок и релоцирует часть московского офиса в США. Мой муж оказался в числе этих сотрудников. Как только ему подтвердили переезд, я начала искать работу в Штатах. Уже в июне у меня был на руках офер от нью-йоркского офиса Uber. А в августе 2022-го я приступила к новым обязанностям.
Меня взяли на позицию старшего менеджера по развитию и стратегии. Я стала лидировать в направление quick commerce (супербыстрая доставка из магазинов и дарксторов) в США и Канаде, а также работать с топ-менеджментом в качестве Chief of Staff. Это человек, который помогает топ-менеджерам в разработке и реализации бизнес-инициатив, найме сотрудников, служит связующим звеном между руководителями подразделений, тим-лидами и рядовым персоналом и пр. Команда попалась интернациональная — у меня есть коллеги из Индии, Тайваня, Великобритании. А вот специалистов из стран СНГ у нас мало: из 160 сотрудников нашего подразделения Grocery&Retail (продуктовый ретейл) их всего двое, не считая меня.
О процессе найма
Когда я начала искать новую работу, мой опыт лежал в сфере потребительских товаров — я свыше пяти лет проработала в российских офисах табачной компании Japan Tobacco International и производителя напитков Coca-Cola. Там я занималась стратегией, аналитикой, маркетингом и продажами на российском и европейском рынках. Но мне хотелось сменить отрасль и уйти в IT.
В апреле 2022 года я нашла 15 вакансий в США через LinkedIn, которые подходили под мои пожелания и опыт, включая три в Uber. Уже в мае мне ответили из компании и пригласили пообщаться по поводу позиции старшего менеджера по стратегии и развитию. Собеседования проходили онлайн в два этапа: сначала с HR-специалистом, а затем — с нанимающим менеджером.
Чтобы подготовиться к этим встречам, я изучила огромное количество материалов: годовой отчет Uber, презентацию для инвесторов, несколько интервью с топ-менеджерами, материалы конкурентов, поговорила с людьми, которые работали в сфере доставки в России и пр. И не зря — на обоих этапах меня в основном спрашивали о компании и рынке доставки продуктов. Собеседников интересовало, знаю ли я, как Uber зарабатывает деньги, какова его структура прибыли и убытков. Мы также обсуждали мои гипотезы по разным бизнес-вопросам. Меня, например, просили обосновать наличие у сервиса убыточной программы лояльности. Только 10% вопросов касались моего опыта работы и личных качеств.
Собеседования прошли успешно, и меня почти сразу пригласили на заключительный и самый сложный этап — защиту бизнес-кейса перед комиссией. В нее входили нанимающий менеджер и два человека, с которыми предстояло работать.
На подготовку к защите дали неделю. За это время требовалось сделать два задания. В первую очередь — составить кейс-презентацию о рынке продовольственных товаров, на котором Uber стоит сфокусировать свои усилия. В ней нужно было прописать, на какой сегмент потребителей ориентироваться компании, что должно стать ее уникальным торговым предложением, какую роль будет играть программа лояльности и прочее. В рамках второго задания потребовалось составить финансовую модель, оценить драйверы рентабельности и предложить нестандартные идеи по улучшению бизнес-модели и показателей юнит-экономики в Uber.
Комиссия оценила мою работу, и в июне мне сделали офер. На эту же вакансию подавалось порядка 200-300 человек. Почему выбрали меня? Думаю, что сработала тщательная подготовка к собеседованиям. К тому же работодателю не требовалось помогать мне с визой — я получала ее благодаря работе мужа.
Об условиях
Базовый пакет сотрудника в IT-компании в США состоит из трех компонентов:
- Зарплаты. Сейчас на моей должности в США можно получать от $124 000 до $137 000 в год до вычета налогов.
- Годового бонуса. Чаще всего дают 10% от годовой зарплаты.
- Опциона на акции (Restricted Stock Unit, RSU). Его размер зависит от многих факторов, включая бюджет на вакансию, квалификацию кандидата и текущую стоимость акций компании.
Таким образом, итоговая компенсация может варьироваться от $150 000 до $180 000 в год до вычета налогов. Все зависит от динамики цен на акции, роста компании и того, как руководство оценивает твою работу.
Проверить предложенные условия на соответствие рынку можно через сервисы Glassdoor, Blind, Fishbowl, Levels.fyi и др. Там есть информация о зарплатах в различных компаниях, отзывы о работодателях, а также анонимные чаты сотрудников. Кроме того, можно посоветоваться с независимым HR-экспертом.
То, что мне предложили, было в рынке, поэтому я не сильно торговалась с Uber. Разве что обсудила релокационный пакет — мне удалось выбить $15 000. Этого хватало на то, чтобы снять жилье на первые несколько месяцев в США, перевезти вещи из Москвы в Нью-Йорк, купить новую мебель и пр. Мне также бесплатно предоставили консультации по поиску квартиры.
Как получить работу в крупной компании в США
- Откликаться на вакансии, как только они появляются
Конкуренция за место в крупных компаниях в США очень высокая. Многие вакансии открываются буквально на пару дней, и за это время на них откликаются сотни человек. Среди этих соискателей рекрутеры и выбирают будущих сотрудников. Безусловно, вы можете подать заявку на вакансию, которая висит пару-тройку недель. Но ожидать приглашения на собеседование не стоит — скорее всего, рекрутеры выберут кого-то из ранних кандидатов.
- Адаптировать резюме под локальные требования
Важно правильно перевести должности, которые вы занимали в России. Так, чтобы они были понятны на новом рынке. Например, «заместитель менеджера» в США — это не deputy manager, а associate manager, а «менеджер по работе с клиентами» — account manager, partner manager, customer success manager. Здесь также пишут resume, а не CV, и CPG (Consumer Packaged Goods, упакованные потребительские товары), а не FMCG (Fast-Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса). Также в резюме не принято вставлять фотографию, указывать гендерную принадлежность, возраст, семейное положение.
- Переписать резюме так, чтобы рекрутер мог считать информацию о вас за пару секунд
Это актуально для любой работы, но в крупных компаниях особенно ценится, так как HR получают сотни заявок от соискателей.
- Выстраивать целевой нетворкинг в нужной компании
Если вы хотите попасть в конкретную компанию, то стоит заранее познакомиться с нанимающим менеджером или же любым человеком из интересующего вас направления. Рекомендации от таких теплых контактов не гарантируют трудоустройство, но однозначно помогают. Как минимум, рекрутер внимательнее рассматривает резюме кандидата.
- Выстраивать личный бренд в LinkedIn
Для этого не обязательно постоянно публиковать посты, достаточно периодически комментировать тексты других экспертов и делиться релевантными материалами на своей странице. Так ваш профиль будет чаще попадаться в ленте рекрутеров и нанимающих менеджеров. В США также принято ставить на аватарку фото улыбки «с зубами». Я для этого даже специально организовала себе фотосессию в студии.
- Развивать навыки коммуникации, ненавязчивого «нахваливания» себя и учить английский
На собеседовании лучше всего демонстрировать рабочие кейсы от своего лица (не команды) и рассказывать конкретно о своем вкладе в проект. Обязательно подтверждайте тезисы результатами и цифрами. Хорошее владение английским также важно, а вот на наличие акцента никто не смотрит.
- Если вы уже находитесь в США — активно знакомиться
Чем больше знакомых, тем выше шансы узнать об интересной вакансии и получить приглашение на работу. Найти мероприятия можно через площадку Meetup.com или людей в вашей отрасли, которые их организовывают. Подружитесь с ними в LinkedIn и следите за анонсами.
- Не бояться торговаться за условия
В Штатах это нормальная практика. Но проще всего это делать, когда у вас есть другой офер на руках или же вы еще работаете в другой компании.
- Общаться с рекрутерами
Во многих компаниях процесс найма стандартизирован. Поэтому, когда кандидаты пытаются сразу выйти на нанимающего менеджера, те часто отправляют их к HR. Поэтому не пытайтесь «перепрыгнуть» через рекрутеров, особенно если речь идет о начальных и средних позициях. А если трудоустройство не сложилось с первого раза — поддерживайте с ними связь. Когда в компании откроется подходящая вакансия, они могут вспомнить про вас.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора