Недружественный импульс
Сейчас, кажется, уже ни у кого не осталось сомнений в необходимости и неизбежности импортозамещения. Еще год назад игроки питали надежды на возвращение западных вендоров и не оставляли попыток продолжать использовать привычные решения. Однако реальность сегодняшнего дня рисует совершенно другую картину.
С начала 2024 года западные производители софта (Veeam, Microsoft, Amazon и другие) отключают доступы к своим сервисам для корпоративных клиентов из России. Яркий пример — Microsoft, которая с середины мая за две недели отключила подписки на свои облачные сервисы половине российских организаций. Более того, на глобальном рынке происходят слияния и поглощения, которые тоже влияют на привычные продукты. Например, как это произошло с VMware и Broadcom: после их слияния бессрочные лицензии были отменены, скидки упразднены, а все продукты переведены на подписную схему. Все это не может не порождать недоверия со стороны отечественных компаний к зарубежным вендорам. Кроме того, способствуют выводу задачи импортозамещения в первый приоритет и законодательные инициативы и требования регуляторов.
Тем не менее нельзя сказать, что необходимость заменить иностранные IT-продукты застала рынок врасплох. На самом деле ситуация неоднородна: кто-то еще даже не приступал, кто-то по той или иной причине «прыгал с головой», внедрял решение и потом адаптировался, а кто-то уже с 2014 года разработал стратегию импортозамещения и сейчас находится практически на финишной прямой. По факту лидерами в переходе стали крупнейшие представители энергетической и нефтегазовой отраслей и, конечно же, госкомпании — на текущий момент статус импортозамещения у них варьируется на уровне более 70%. Причем не только в части прикладного софта, но и в части базового инфраструктурного ПО: операционных систем, СУБД, систем виртуализации, мониторинга, резервного копирования.
Грация интеграции
В последнее время звучит мнение, что до 2022 года системные интеграторы играли существенную роль в построении IT-инфраструктур российских компаний. А за последние два года их вклад стал менее заметным по сравнению с производителями отечественных решений и их заказчиками. Действительно, на фоне растущего запроса на импортозамещение в инфополе гораздо большее внимание стало уделяться именно вендорам. Парадоксально, но факт: опираясь на собственную практику, мы фиксируем настоящий бум IT-консалтинга. Представителей крупных компаний все больше интересует комплексный подход к импортозамещению: на какие решения переходить, как построить дорожную карту, как новые решения будут работать с текущей инфраструктурой, как переносить уже накопленные данные и т. д. За последний год мы столкнулись с сотнями таких запросов.
Дело в том, что раньше в каждом классе IT-решений были один-два крупных производителя и поэтому в том, как строить инфраструктуру, был распространен моновендорный подход: в ее основе лежало множество продуктов от одного вендора, которые хорошо интегрировались между собой. Сейчас в некоторых классах есть десятки решений от разных вендоров. Например, операционных систем в реестре ПО — более 70 штук, платформ виртуализации — почти 40. Из всего этого разнообразия заказчикам зачастую сложно выбрать подходящее решение, которое сможет интегрироваться именно в их инфраструктуры и закрыть потребности.
Если говорить о сопровождении систем, то сейчас нельзя просто внедрить систему и пойти дальше. Обязательно требуется передача знаний, обучение конечных пользователей, техподдержка. Причем ситуация такова, что из-за ажиотажного спроса вендоров физически на всех не хватает. Команды растут, но заказчиков слишком много. Поэтому мы сталкиваемся с большим количеством кейсов, когда первую и вторую (L1, L2) линии технической поддержки вендоры передают нам как IT-партнерам. А L3-кейсы с действительно сложными инцидентами, которые требуют доработки, патчей, — это уже вендор забирает на себя. Кроме того, успех внедрения больших комплексных систем, таких как ERP-системы, напрямую зависит от интегратора и его уровня компетенций. Ведь у каждого крупного заказчика бизнес-процессы сложные, поэтому основная нагрузка ложится на интегратора.
Тест на совместимость
В текущей ситуации крупным производителям ПО и оборудования становятся очевидными ключевые векторы для развития.
Первый — это создание готовых экосистем из совместимых друг с другом программных продуктов. Оказавшись в ситуации, когда за короткие сроки нужно пройти путь сразу нескольких глобальных игроков (IBM, Microsoft, Oracle), важно четко понимать, как работали эти вендоры и что заказчики хотели от их продуктов. Поэтому последние несколько лет крупные поставщики софта вроде «Группы Астра» и Orion soft собирают собственные многокомпонентные экосистемы и постепенно заполняют ниши ушедших из России компаний.
Второй — повышение уровня совместимости между решениями разных производителей. Чтобы, к примеру, обновление софта от одного производителя не приводило к сбоям в другом программном продукте, который используется в этой же информационной системе. И это применимо не только к программным решениям, но и к аппаратным. Запросы на программно-аппаратные комплексы растут кратно год от года, и сейчас на рынке уже известны ПАКи от компаний «Аквариус», «Скала^р» и т. д.
Те, кто преуспевает в этих направлениях, получают значительное конкурентное преимущество. Мы видим сейчас глобальный тренд на рост количества технологических партнерств и общую консолидацию российских производителей ради совместного развития IT-отрасли.
Скрещивание систем
В проектах импортозамещения переход на новые решения не должен влиять на бизнес-процессы и тем более приводить к длительному простою. Поэтому за последний год среди российских компаний сформировался тренд на построение гибридных инфраструктур. При таком подходе они не «вырывают с корнем» привычное решение и сразу меняют его на новое, а действуют постепенно. Допустим, ставят рядом с текущим почтовым сервером новый. После чего переводят часть своих пользователей в пилотную зону, чтобы обучить их работе с новым решением и собрать обратную связь. По сути, это некий план Б на случай, когда потребуется резкий переход. Когда этот момент настанет, в компании уже будут специально обученные пользователи, администраторы и команда техподдержки. Далее при необходимости уже можно масштабироваться.
Также растет спрос на мультиоблака в сегменте компаний уровня enterprise. Это подход, при котором компания использует несколько публичных или частных облаков от разных провайдеров. В этой связи растут и запросы на автоматизацию, оркестрацию и сокращение ручных операций администраторов, а также на удобные инструменты по работе с различными видами инфраструктуры. Еще один тренд — это микросервисная архитектура, следствие тренда последних нескольких лет на переход от монолитных систем к микросервисам.
Подводя итог, могу сказать, что сейчас нет ни одной крупной компании, которая бы не задумывалась о переходе на российские продукты. Вендоры ПО показывают рост, а количество производителей отечественного оборудования уже исчисляется десятками. Компании успели накопить опыт и компетенции, набив шишки в первых проектах импортозамещения. Все это выливается в очень важный результат — успешные внедрения и развитие отечественного производства.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора