К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экономия и спешка: шесть главных ошибок при открытии компании в Гонконге

Фото Vernon Yuen / NurPhoto via Getty Images
Фото Vernon Yuen / NurPhoto via Getty Images
Гонконг давно привлекает предпринимателей со всего мира комфортными условиями для бизнеса, и россияне не исключение. Открыть компанию здесь довольно просто, однако зачастую российские бизнесмены сами усложняют процесс. О том, какие ошибки они допускают при запуске бизнеса в Гонконге и как их избежать, рассказывает управляющий партнер SKY Consulting Group Кристина Танцюра

Ежегодно в Гонконге регистрируются десятки тысяч компаний, принадлежащих иностранным владельцам. Традиционно Гонконг наиболее востребован у предприятий, ведущих международную деятельность в сфере торговли — прежде всего, с Китаем, а также в сферах логистики и IT. 

Есть несколько основных причин, почему эта юрисдикция стала предпочтительной для экспатов: стабильная экономика, мягкий налоговый режим для бизнеса и многочисленные налоговые преференции, отсутствие валютного контроля, надежная банковская система, относительная простота регистрации бизнеса, валюта, привязанная к доллару США, прозрачная и эффективная правовая система, основанная на принципах британского права, и возможность вести деятельность на английском языке. 

Благодаря своему географическому положению Гонконг предоставляет удобный доступ к азиатским рынкам. Для россиян важно, что Гонконг не входит в перечень «недружественных» государств и имеет соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.

 
The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

Как открыть компанию

Обычно процесс регистрации компании в Гонконге занимает всего две недели, еще до двух месяцев может уйти на открытие банковского счета. Стоимость открытия начинается в среднем от $5000. Важное требование: у компании должен быть реальный адрес в стране. Весь процесс можно разделить на шесть этапов.

  1. Определение типа. При регистрации бизнеса в Гонконге можно выбрать одну из четырех организационно-правовых форм: общество с ограниченной ответственностью (ООО или Ltd), акционерное общество (АО или PLC), филиал иностранной компании и партнерство, ограниченное — Limited Partnership, и генеральное — General Partnership. По нашему опыту, чаще всего российские предприниматели останавливают свой выбор на ООО, так как эта форма обеспечивает гибкость в управлении. 
  2. Выбор названия. Оно должно быть уникальным, что можно проверить на официальном сайте регистратора, и отвечать требованиям гонконгского законодательства. В наименовании можно использовать китайский и английский языки, причем как по раздельности, так и вместе. Согласовать с властями Гонконга название будущей организации нужно еще до подачи на регистрацию компании.  
  3. Сбор учредительных документов. Перечень следующий: устав компании, заверенные копии документов, удостоверяющих личность и адрес проживания акционеров (они могут быть номинальными), бенефициаров (фактических владельцев компании) и директоров. При наличии данных не на английском или китайском языке нужно сделать нотариально заверенные переводы. Важный момент: законодательство Гонконга позволяет использование номинальных акционеров. Их нанимают для минимизации рисков, связанных с российским происхождением компании.   
  4. Регистрация. В уставных документах следует четко указать, кто именно будет директором компании, секретарем, а также кто является акционерами и бенефициарами. Важно: один и тот же человек не может выполнять функции директора и секретаря. Информация об акционерах, учредителях и директорах гонконгских компаний будет размещена в открытом доступе. Интересно, что в Гонконге можно назначить как номинального акционера, так и номинального директора с местным паспортом. В отличие, например, от ОАЭ, здесь эта деятельность абсолютно легальна, четко регулируется законодательством и давно поставлена на поток. В регистрационной форме должны быть указаны название будущей компании, ее род деятельности, структура, размер уставного капитала и количество выпущенных акций.  
  5. Открытие счета в банке. После регистрации необходимо открыть счет на имя компании в одном из банков. Раньше сделать это было очень просто, однако в последнее время в целях борьбы с мошенничеством власти ужесточают требования. Сейчас местные банки требуют наличия реального офиса в Гонконге, что усложняет классифицирование деятельности компании как международной и, следовательно, освобожденной от налогов. Поэтому компании, которые нужны лишь для финансовой логистики или для проведения регулярных платежей в или из России и не планируют работать на рынках Китая, Гонконга и других стран региона, предпочитают открывать счета в банках Казахстана, Лаоса, Маврикия или континентального Китая.  
  6. Получение лицензии. В ряде случаев компания должна иметь специальную лицензию на работу. Это касается таких сфер, как финансы (банковское дело, управление активами, страхование), торговля ценными бумагами, образование, здравоохранение и фармацевтика, пищевая промышленность, транспорт и логистика. Для этого надо заполнить специальную форму заявления и подготовить дополнительный пакет документов: описание бизнеса, бизнес-план, подтверждение квалификации. Также придется оплатить необходимые сборы.  

Главные ошибки при открытии бизнеса

Несмотря на кажущуюся простоту регистрации компании в Гонконге, российские предприниматели нередко сами усложняют процесс, допуская ряд типичных ошибок. Можно выделить шесть наиболее распространенных.

 
  1. Желание сделать все как можно быстрее. Очень часто наши предприниматели стремятся открыть компанию в Гонконге максимально оперативно, при этом игнорируя существующие подводные камни. Например, вместо того чтобы разобраться в том, как работает система номинальных акционеров и номинальных директоров, они торопятся и выбирают неправильную структуру компании. Или, не собираясь летать в Гонконг для решения деловых вопросов, все равно указывают себя в числе акционеров — в то время как многие гонконгские банки сейчас требуют присутствия акционера в стране. 

    Еще пример: бизнесмен не хочет, чтобы компания ассоциировалась с Россией, но при этом назначает акционерами российских граждан и нанимает только номинального директора. Местное законодательство допускает наличие номинального акционера, то есть бенефициар (фактический владелец) может быть россиянином, а акционер и директор — гражданином или резидентом Гонконга. При этом информация о бенефициаре не раскрывается и в глазах партнеров компания никак не связана с Россией. 

    Как мы видим, основная проблема заключается в том, что сначала предприниматели регистрируют компании, а потом думают, как они будут функционировать. Еще в самом начале необходимо оценить все риски и понять, для каких целей будет использоваться новая организация, — и лишь после этого принимать решение о структуре владения и управления. 
  2. Неготовность предоставить банку подробный бизнес-план. Важно понимать, что открытие счета в Гонконге не похоже на то, как это происходит в России. Я бы сравнила эту процедуру с оформлением крупного кредита, когда банк дотошно проверяет платежеспособность и надежность заемщика. Большинство банков Гонконга сейчас требуют краткий бизнес-план от организации, которая хочет открыть у них счет. Это абсолютно нормальная практика для многих стран, например ОАЭ. Ничего сложного в этой процедуре нет, нужно лишь кратко описать свои товары и услуги, указать основных клиентов с названиями, адресами, телефонами, сайтами, именами и рассказать о планируемых выручке и расходах. Но часто российские предприниматели оказываются не готовы предоставить такие данные.  
  3. Неготовность показать банку образцы контрактов и инвойсов. Данный пункт тоже почему-то до сих пор вводит в ступор российских предпринимателей, хотя это стандартное требование при прохождении валютного контроля и в России. Да, банки в Гонконге просят показать образцы контрактов на этапе открытия счета, но они просто хотят понимать, кто и за что вам будет платить и как — по факту или с предоплатой, сколько, с какой периодичностью и так далее.  
  4. Неготовность предоставить банку подробную выписку о движении личных денежных средств акционеров. Многие российские бизнесмены воспринимают такое требование как нарушение закона о персональных данных, не понимая, для чего показывать свои личные счета. Причем выписок о поступлениях и списаниях средств недостаточно, банки интересует подробная информация о клиенте: на что он тратит свои деньги, в какие рестораны ходит, как часто ездит на такси, соответствуют ли его расходы доходам и откуда последние вообще поступают. Клиент должен быть готов отчитаться о каждом рубле, поступившем на его счет. Если он не может этого сделать, счет в банке Гонконга ему не откроют.
  5. Экономия на бухгалтерском учете. Недостаточное внимание к ведению бухгалтерии и правилам обращения с поступающими средствами — одна из основных ошибок российских бизнесменов в Гонконге. Стоимость бухгалтерских услуг здесь достаточно демократичная и начинается от $500 в год, но многие компании стремятся сэкономить даже на этой критически важной статье расходов. А ведь санкции в Гонконге очень суровые, вплоть до закрытия компании. Впрочем, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, поскольку собственники стали дорожить своими иностранными юрлицами — далеко не факт, что они смогут открыть другие, учитывая текущую международную обстановку.  
  6. Неправильный выбор номинала. Выбор номинального директора — важнейшая задача. При отборе кандидатов рекомендуется применять такой же подход, как при найме на работу топ-менеджеров. Особенно важно выяснить, хорошо ли номинал знает процедуру открытия счетов, достаточный ли у него опыт. Для этого стоит использовать все практики российских HR, наработанные годами в крупнейших корпорациях, в том числе стресс-интервью. Да, в результате некоторые кандидаты еще на этапе собеседования сами отказываются от работы, но это даже к лучшему — не исключено, что в стрессовой ситуации, да еще и с учетом большой разницы во времени между Москвой и Гонконгом (плюс пять часов) такой сотрудник окажется не готов к давлению и навредит компании.   

Приведем пример из практики. Один из наших клиентов нанял номинального директора, однако в процессе тот стал отказываться от выполнения срочных задач, ссылаясь на то, что в его договоре нет оплаты сверхурочной работы. В итоге деятельность компании на несколько месяцев встала, потенциальные убытки исчислялись миллионами долларов. 

Нам удалось найти общий язык с номиналом, цена вопроса составила всего пару тысяч долларов — и работа компании восстановилась. Но чтобы таких ситуаций не возникало, рекомендуется сразу обсуждать с кандидатом все нюансы: количество рабочих часов, оплату переработок, время, которое сотрудник должен быть на связи, и так далее. В среднем номинальные директора в Гонконге берут за свои услуги от $3000 до $10 000 в год за компанию. И это мелочи по сравнению с возможными убытками при возникновении внештатных ситуаций.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+