К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Марш голубых фишек: что показывают в павильоне «Российское виноделие» на ВДНХ

Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Вы уже знаете, что на ВДНХ открылся павильон «Российское виноделие»? Он работает в формате винной ярмарки с 4 ноября прошлого года в рамках выставки-форума «Россия». Под крышей павильона собралось более 20 производителей вина из Краснодарского края, Крыма, Дагестана и Долины Дона. Представленные здесь компании имеют разный масштаб производства, от бутикового до индустриального, создают представление о «достижениях народного хозяйства» и на самом деле достойны внимания, считает винный критик, управляющий партнер агентства double magnum Игорь Сердюк

То, что государство выделило под постоянно работающую винную ярмарку пространство на главной выставочной площадке страны, делает событие значимым.

Оговоримся: винный парад-алле не прошел без сучка и задоринки. Павильон №48, вопреки вывеске «Виноделие России», в мобильных навигаторах по-прежнему обозначается как «Овцеводство» и, наверное, в этой связи занимает на ВДНХ... не самое центральное положение. При всем уважении к животноводству лишь истинно верящие в ренессанс нашего виноделия добирались до павильона №48 минувшей снежной и временами морозной зимой. По иронии судьбы до ближайшего к «Овцеводству» КПП с говорящим названием «Лихоборы» по причине, известной лишь «Яндексу», невозможно вызвать такси. Но, наверное, не все сразу. Рост винного самосознания россиян проверяется у металлоискателя, где сотрудники охраны уже понимают, что штопор в кармане посетителя винной выставки не источник угрозы.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Появление парадной винной витрины на ВДНХ симптоматично. После 20 лет мучительного возрождения в российском виноделии фактически сформировался элитарный клуб голубых фишек. И это сообщество требует признания и должного оформления: когда у отрасли появляется группа признанных лидеров, ее горизонты становятся шире.

 

Голубыми фишками обычно называют самые надежные компании, на которые инвестор может делать ставку с известной долей уверенности. В новом российском виноделии такие компании не только появились, но и прошли первые тесты на стрессоустойчивость. Выдерживая конкуренцию с импортом, они доказали свою состоятельность в маркетинге. Сумев устоять перед геополитическими бурями, они продемонстрировали инвестиционную привлекательность. Злые языки говорят, что их успех держится на господдержке, но сейчас иначе никак.

Хотя отечественное виноделие пока не может похвастаться большим числом участников, оно быстро набирает вес. Почти 520 млн л российского вина, согласно официальной статистике, производят 248 компаний, имеющих официальную лицензию. За прошлый год их число выросло почти на сотню. И хотя разобраться в этом броуновском движении не всегда просто, попробуем разглядеть наиболее значимых обитателей винной акватории.

 

Число производителей, чьи вина уже три года стабильно попадают в первую сотню винного рейтинга Top100Wines, ограничивается всего тремя десятками. И даже если сделать поправку на молодость рынка (три года назад некоторых компаний еще не было на рынке), мы все равно не насчитаем в группе лидеров больше полусотни компаний. Попаданием в первую сотню пяти и более своих вин за три года могут гордиться только 19 производителей: «Абрау-Дюрсо», «Бельбек», «Винодельня Ведерников», «Винодельня Узунов», «Золотая Балка», «Имение Сикоры», «Кубань-Вино», «Лефкадия», «Массандра», «Мысхако», «Поместье Голубицкое», «Сатера», «Солнечная Долина», «Усадьба Дивноморское», «Усадьба Перовских», «Фанагория», «Шато Пино», «Шато де Талю», «Шумринка» (в порядке алфавита).

Российский винный рынок еще далек от насыщения. Среднедушевое потребление вина немного больше 6 л, тогда как в «лучшие годы» оно превышало 15 л. Лишь в 2023 году, впервые после нескольких лет почти непрерывного роста, российское виноделие почувствовало угрозу стагнации. Поток импортного вина, подешевевшего благодаря валютному курсу во второй половине 2022 года, потеснил российские вина на полках. В то же время рост себестоимости, связанный со все еще высокой импортной составляющей винного производства и подорожавшей логистикой, вошел в жесткое противоречие с падающей покупательной способностью населения. Радужные планы по переходу в премиальную категорию, навеянные головокружительным ростом отрасли в последние три года, многим хозяйствам пришлось отложить до лучших времен.

Замедление российского винного производства отразилось в статистике рейтинга Top100Wines. Первая сотня 2023 года (в розничных ценах на общую сумму 192 581 рубль) подорожала всего на 5% в сравнении с показателями 2022-го (183 320 рублей), при официальной годовой инфляции 7,42%. Для сравнения, 100 лучших вин рейтинга 2021 года стоили 165 885 рублей. Кстати: сто лучших вин американского рынка по версии журнала WineSpectator стоят в 2,5 раза дороже российской сотни Top100Wines. Чтобы приобрести сотню лучших вин по версии WineSpectator в рознице США (в пересчете по курсу 88 рублей за доллар), пришлось бы потратить 476 821 рубль. То есть лучшие вина России остаются сравнительно доступной роскошью.

 

Российское государство, уже изрядно проинвестировавшее в поддержку отечественного виноделия, готово продолжать политику протекционизма. Субсидии на закладку новых виноградников все еще выделяются, акцизы и пошлины на импортное вино постепенно повышаются, а Ассоциация виноградарей и виноделов России время от времени напоминает правительству о своем предложении вообще запретить поставки вина из недружественных стран.

Голубые фишки российского виноделия обросли капиталом, приобрели влиятельность и уже рулят. Не нужно быть пророком, чтобы предречь отрасли с такой группой лидеров дальнейший подъем. Если только на волне потребительского патриотизма не проплывет черным лебедем какой-нибудь животноводческий атавизм.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+