Израиль в поисках ответственного: что делать с сектором Газа после войны
В сентябре 2005 года, когда завершился процесс одностороннего размежевания, в секторе Газа была демонтирована группа еврейских поселений Гуш-Катиф, израильские солдаты покинули анклав, многим израильтянам казалось, что на этом сага, начавшаяся с завоеванием Газы в результате Шестидневной войны 1967 года, подошла к концу.
18 лет спустя, когда израильские танки вновь в Газе, очевидно, что расстаться с этой проблемой в обозримом будущем не удастся. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль останется в Газе на «неопределенный срок» для обеспечения безопасности, однако не сказал ни слова о том, кто же будет править сектором на следующий день после войны. «Мы будем воевать до победы», — говорят сегодня израильтяне, но не имеют единого мнения о том, как должна выглядеть эта победа.
Между ХАМАС и Аббасом
Единственный вопрос, не вызывающий в Израиле разногласий, это ликвидация режима ХАМАС. Карфаген должен пасть, иначе жители Юга Израиля не смогут вернуться в свои дома. Несколько сотен тысяч израильтян были эвакуированы из своих домов после страшной бойни, устроенной террористами ХАМАС в прилегающих к сектору кибуцах и городах. Но и те, кто не живет на Юге, утратили чувство безопасности. Главари ХАМАС уже пообещали, что при возможности повторят атаку, которую произвели 7 октября, когда от рук террористов погибли свыше 1200 израильтян, по большей части мирных граждан.
ХАМАС правит Газой начиная с военного переворота 2007 года, устроенного против администрации Палестинской автономии во главе с Махмудом Аббасом, который до сих пор руководит палестинскими территориями на Западном Берегу реки Иордан. Местной альтернативы режиму ХАМАС на данный момент не существует.
В США, ЕС и многих арабских странах считают, что после падения ХАМАС Газу необходимо вернуть в состав автономии, где власть принадлежит движению ФАТХ, входящему в Организацию Освобождения Палестины, которая считается единственным признанным в мире представителем палестинского народа.
Проблема заключается в том, что нынешнее крайне правое израильское правительство вовсе не жаждет видеть в Газе палестинцев с Западного берега. Переговоры с Аббасом прекратились еще в 2014 году — при одном из прошлых кабинетов Нетаньяху. Политические элиты Израиля называют Аббаса террористом, хотя он на протяжении всех 18 лет своего правления не раз сдерживал вооруженные выступления против Израиля, а в 2007 году отдал приказ о разоружении боевого крыла ФАТХ «Батальоны Мучеников Аль-Аксы». Все эти годы силовики Аббаса сотрудничали с израильскими силовыми структурами — ЦАХАЛ и ШАБАК.
Получается, что правительство Нетаньяху, годами сквозь пальцы смотревшее на радикальную исламистскую группировку, которая регулярно обстреливала территорию Израиля ракетами, пополняла свои арсеналы и руководила терактами против израильтян на Западном Берегу, заранее отвергает более умеренную палестинскую власть. Дело в том, что нынешние власти Израиля понимают: Аббас возьмет на себя ответственность за разрушенную Газу не просто так. Ему придется заплатить, и речь не только о деньгах и гуманитарной помощи, но и о политических шагах, прежде всего о возвращении к переговорам по созданию независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. На это ни сам Нетаньяху, ни его министры, многие из которых являются поселенцами и не признают права палестинцев на самоопределение, не готовы.
Некоторые представители израильской оппозиции может быть и готовы возобновить диалог с Аббасом, но пока длится война, о выборах говорить не приходится. Кроме того, после ужасных событий 7 октября любое новое правительство Израиля не будет сильно отличаться от существующего в вопросе неприятия любой формы переговоров и компромиссов.
При этом в Израиле многие указывают на то, что с Аббасом сложно о чем-то договариваться — его власть слаба и не популярна, причем не только в Газе, но и на Западном Берегу. Это действительно так, автономия коррумпирована до мозга костей, поэтому ХАМАС и победил в 2006 году на парламентских выборах — последних выборах в ПА. Аббас слишком долго говорил, что не верит в террор как средство для достижения политических целей, и обещал палестинцам добиться независимости путем переговоров и дипломатического давления. Но процесс застопорился уже много лет назад, и палестинцы считают, что Аббас скорее обслуживает нужды Израиля, нежели отстаивает их интересы.
Ирак, Германия или Камбоджа?
Но кто, если не Палестинская автономия? В Израиле дают понять, что хотели бы видеть в Газе международный воинский контингент, который обеспечит там безопасность и не допустит возвращения ХАМАС к власти. При этом Израиль тоже оставит в Газе свои воинские подразделения. Но кто будет нести ответственность за обеспечение населения Газы продуктами, водой, образованием и медициной? Здесь очевидно возникает пример американской оккупации Ирака после войны 2003 года, оказавшийся не самым удачным для США. Ясно, что Израиль не заинтересован создавать в Газе свою военную администрацию и управлять враждебным населением напрямую, как это было в период между Шестидневной войной и подписанием Соглашения в Осло в 1993 году, запустившего мирный процесс.
Можно вспомнить опыт послевоенной Германии, где союзники изначально взяли под контроль политическую жизнь в своих зонах ответственности. В соответствии с контрольным механизмом, созданным в ходе Потсдамской конференции, державы-победительницы приняли на себя верховную власть в Германии в ее границах на 31 декабря 1937 года и установили границы оккупационных зон Германии и оккупационных секторов Берлина.
Но в Газе нет никаких «держав-победительниц», кроме Израиля. Соседние арабские страны терпеть не могут ХАМАС, но должны считаться с собственными гражданами, поэтому они обвиняют Израиль в кровопролитии и попытке изгнания палестинцев с их земель. Любая их вовлеченность в послевоенное обустройство Газы будет обусловлена перспективой возвращения к переговорам в формате «два государства для двух народов».
Еще один сравнительно свежий пример — это Камбоджа. После краха диктатуры Пол Пота проблемой Камбоджи занялось международное сообщество, оказавшее содействие началу переговоров между всеми сторонами конфликта.
В 1991 году было подписано Международное парижское мирное соглашение по Камбодже. Был учрежден Высший национальный совет, которому поручалось руководство страной в переходный период, достижение национального воссоединения и примирения. Одновременно создавался временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). Его мандат распространялся на широкий круг вопросов: от соблюдения прав человека и восстановления инфраструктуры до организации свободных и справедливых выборов, которые и были проведены в Камбодже спустя два года.
Стоит отметить, что, в отличие от Камбоджи, Газа не является страной. Нынешнее население и границы сектора сформировались в результате нескольких переделов Ближнего Востока после распада Османской империи и войн между арабскими странами и Израилем. Большинство населения Газы составляют потомки беженцев, прибывших туда после арабо-израильской войны 1948-1949 годов. Теперь они вновь стали беженцами, которым предстоит в ближайшие годы жить в палатках и полностью зависеть от гуманитарной помощи, так как значительная часть Газы сегодня стала грудой развалин. Отсутствие какой-либо внятной перспективы и сильных местных политических институтов создают правовой вакуум, который может быть заполнен тем же ХАМАС или другими террористическими формированиями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора