Верховная рада Украины одобрила в первом чтении законопроект о запрете религиозных организаций, руководящий центр которых находится в России. Прекращение деятельности таких организаций, согласно проекту, происходит в судебном порядке, по иску прокурора или Госслужбы по этнополитике и свободе совести. Этот документ называют «законом о запрете УПЦ», так как основа для такого решения уже есть: 1 февраля этого года Госслужба опубликовала результаты религиоведческой экспертизы устава Украинской православной церкви, заявив о наличии церковно-канонической связи УПЦ с Русской православной церковью (РПЦ).
Закон, скорее всего, будет принят в окончательной редакции к концу года, но запретить УПЦ как организацию он все равно не сможет.
Юридическая раздробленность
Дело в том, что УПЦ не зарегистрирована как юридическое лицо — в этом также отличие от России, где РПЦ 27 марта 1991 года стала первой организацией, получившей регистрацию в Минюсте РСФСР. Тогда недавно избранный патриарх Алексий II был озабочен экспансией Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая обвиняла РПЦ в сотрудничестве с коммунистической властью — надо было не допустить перехода в РПЦЗ отдельных приходов. Новый российский лидер Борис Ельцин тогда сделал прагматичную ставку на союз с РПЦ и пошел навстречу патриарху, признав РПЦ как единое целое, а Алексий II в ответ благословил его во время инаугурации 12 июня 1991-го.
Украинская ситуация была изначально иной: президент Леонид Кравчук тесно сотрудничал со своим давним знакомым митрополитом Филаретом (Денисенко), который пытался увести УПЦ от Москвы, тогда как большинство архиереев, клириков и прихожан УПЦ сохранило верность патриархии. В этой ситуации в качестве юридических лиц были зарегистрированы епархии и приходы конкурирующих церквей, но не сами церкви. Поэтому для суда УПЦ как институт официально отсутствует.
В этих условиях вступление закона в силу может привести к тому, что государство предъявит около 12 000 судебных исков (по количеству приходов УПЦ), чтобы полностью запретить эту церковь. Понятно, что такая операция приведет к перегрузке любой судебной системы. Но на самом деле, чтобы дезорганизовать управление церковью, достаточно лишить регистрации несколько десятков епархий и ведущие монастыри. Из Киево-Печерской лавры УПЦ постепенно изгоняют — при почти полном равнодушии верующих и явном нежелании высшего церковного руководства идти на конфликт с властями. Дальше можно использовать этот документ как дамоклов меч при решении судьбы конкретных приходов, настаивая на их уходе из УПЦ. Так что, несмотря на невозможность юридического запрета церкви в целом, новый закон после принятия может стать серьезным инструментом государственного давления на УПЦ.
Изменение дистанции
Еще в мае 2022 года собор УПЦ внес в ее устав поправки, удаляющие из него упоминания об РПЦ, но и о полной независимости церкви в нем ничего нет. При этом можно ответить важную символическую деталь: УПЦ приняла решение возобновить в Киеве мироварение, что и произошло в апреле нынешнего года. Варение мира — специально приготовленного и освященного ароматического масла, используемого в таинстве миропомазания, является в современном православии признаком автокефальной церкви, но в Киеве миро по традиции варили еще до 1917 года, когда главным центром мироварения в Русской церкви была Москва.
Решения собора УПЦ, таким образом, стали частью маневрирования церкви, которая не хочет ни сталкиваться с украинским государством, ни провозглашать автокефалию. Столкновение чревато разгромом, а с автокефалией есть две проблемы. Первая: наиболее активная часть прихожан УПЦ к автокефалии относится негативно, и попытка ее провозглашения может привести к расколу. Часть клира и верующих в этом случае может «уйти в катакомбы» — конечно, не в прямом смысле, подобно первым христианам, а как в советское время, когда священники нелегально служили в домах и квартирах верующих. Вторая заключается в том, что РПЦ автокефалию УПЦ не предоставит, а у конкурирующего с Москвой Константинопольского патриархата своя украинская автокефалия уже есть — это Православная церковь Украины (ПЦУ), которая требует от УПЦ полной капитуляции, к которой даже конформистская часть иерархии не готова.
Ультиматум и его последствия
Госслужба Украины по этнополитике и свободе совести 26 июня выдвинула ультиматум священноначалию УПЦ, потребовав от него обнародовать официальный документ о выходе из состава РПЦ и уведомить об этом остальные православные церкви — это и означает провозглашение автокефалии. Кроме того, предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий вместе с другими иерархами церкви должен был официально объявить о выходе из всех органов РПЦ (Онуфрий до сих пор официально входит в состав Синода РПЦ, хотя на его заседания и не приезжает). В противном случае украинские власти будут настаивать на том, что между РПЦ и УПЦ сохранилась связь.
Кроме того, возбуждены уголовные дела против иерархов УПЦ, которых украинское государство обвиняет в связях с Россией. 74-летний тульчинский митрополит Ионафан приговорен к пяти годам лишения свободы по четырем статьям Уголовного кодекса Украины — главное обвинение связано с промосковской статьей иерарха, написанной еще до начала российской «спецоперации»*. Ряд церковных деятелей лишен украинского гражданства. В то же время речь идет о точечных акциях — на деятелей УПЦ, которых государство считает договороспособными, они не распространяются.
Похоже, что нынешний законопроект — это продолжение и развитие июньского ультиматума в условиях, когда во власти Украины симпатизантов УПЦ больше не видно. Поддержка со стороны Москвы может в нынешней украинской ситуации привести только к обратному результату. В православном мире УПЦ публично сочувствует Сербская церковь, но никакого влияния на украинскую политику она оказать не может. Мнения отдельных западных экспертов, например профессора Пенсильванского университета Уильяма Берк-Уайта, и даже представителей Всемирного совета церквей, считающих законопроект дискриминационным, ничего изменить не могут — на политику государств они не влияют.
Возможностей для маневров у УПЦ становится все меньше. Может ли церковь занять еще более антимосковскую позицию, но без демонстративного и окончательного разрыва с РПЦ? Вполне, так как опыт дистанцирования от Москвы у нее уже есть. Удовлетворит ли это власти Украины? Понятно, что нет. Пойти же на провозглашение автокефалии, которую никто в православном мире не признает, не может уже УПЦ. Есть, конечно, более сложные варианты — например, перейти в прямое подчинение Константинополя без самопровозглашенной автокефалии, но многие клирики и прихожане с этим не согласятся. Да и в любом случае это будет лишь временное решение. Так что хороших выходов из сложившейся ситуации у УПЦ сейчас просто нет.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора