К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Виды на урожай: какие проблемы ждут пользователей Apple в России

Фото JOHN G. MABANGLO / EPA / ТАСС
Фото JOHN G. MABANGLO / EPA / ТАСС
После ежегодной презентации Apple 12 сентября котировки компании упали примерно на 2% — рынок ожидал большего. Ретейлеры уже открывают предзаказы на новый iPhone: на «Яндекс Маркете» за модель Pro просят 175 000 рублей, а маркетплейсы ежедневно блокируют десятки подозрительных анонсов от непроверенных продавцов. Что ждет российских пользователей Apple в условиях санкций: незначительные ограничения или «кирпичи» вместо функциональных гаджетов? О возможных трудностях и перспективах бренда рассказывает гендиректор компании «Киберпротект», бывший глава представительства Apple в России Алексей Бадаев

Будет сложнее поддерживать работу iOS-приложений

Одна из главных проблем техники Apple прямо сейчас — падение интереса к iOS-разработке в России. По оценке экспертов «Технократии», только за первую половину 2023 года количество вакансий по этому профилю сократилось на 30%. Мы предполагаем, что и новички, и действующие разработчики теперь стремятся в более востребованные направления, например в Android-разработку. Учебные программы тоже все больше будут ориентироваться на современные реалии и отказываться от обучения iOS-разработке в пользу более актуальных навыков.

Сейчас многие компании переключаются на работу с отечественными аналогами и ищут специалистов, которые смогут вывести российские ПО на уровень, схожий с iOS и Android. А людей, которые готовы интегрировать приложения в телефоны Apple, на рынке становится все меньше. Некоторые и вовсе отказываются от iOS-разработчиков, потому что российские приложения невозможно добавлять в AppStore.

Это значит, что поддерживать работу российских iOS-приложений будет сложнее. Многие важные и привычные, например приложения банков, государственных сервисов, начнут работать нестабильно или вовсе отказывать. Многие из них нельзя будет корректно установить на новый смартфон. Для пользователей это станет существенным фактором и, возможно, еще одним катализатором перехода на аналоги. iPhone лишится одного из главных преимуществ: стабильно простого и понятного интерфейса.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Вырастет количество уязвимостей

Экосистема Apple максимально закрытая. Например, нельзя просто выставить свое приложение в AppStore — его сначала должны проверить и верифицировать в самой компании. Установить на смартфон сторонний маркетплейс типа RuStore тоже не получится. Другим платежным системам — аналогам ApplePay — операционная система не разрешит встроиться в устройство.

Разумеется, уже сейчас все ищут обходные пути — например, скачивают нужные программы не через AppStore, а через браузер. В этот момент большинству пользователей сложно разобраться в вопросах безопасности, им хочется быстро получить что-то простое и привычное. Этими слабостями пользуются мошенники — так появляются фишинговые сайты и вирусы в файлах-установщиках. Столкнуться с ними можно просто по невнимательности. 

 

В такие ловушки попадаются не только рядовые пользователи, но и госслужащие. Например, запрет Минцифры и Минпромторга и других российских министерств на использование iPhone в рабочих целях тоже связывают с вредоносным ПО (ВПО). В июне в ФСБ сообщили, что некоторые личные смартфоны Apple у российских дипломатов оказались заражены вредоносными ПО — программами, ворующими данные пользователя. Точного пояснения нет, но, возможно, такие программы были скачаны из открытых источников.

Без внутренних покупок не будет бекапа

Прямо сейчас пользователи Apple в России не застрахованы от потери данных. У них нет привычной возможности оплатить расширение iCloud, где хранятся данные со всех устройств пользователя. Как только место в облаке заканчивается, информация больше не копируется. Значит, если вдруг вы потеряете iPhone, зальете MacBook водой или, например, сломаете iPad, не все данные получится восстановить на новом устройстве. А переходить на устаревшие методы вроде внешних носителей тоже не хочется.

Решения этой проблемы на российском рынке все же есть. Можно установить сторонний софт для бекапа или найти провайдера, который поможет обходным путем оплатить подписки Apple.

 

Есть и серые обходные варианты. На российских маркетплейсах появились «подарочные сертификаты» с разным номиналом. Они позволяют пополнить ваш счет в Apple ID и оплатить подписку на необходимые сервисы и приложения. Это тоже уязвимая сфера, в которой есть место для «творчества» мошенников — проверить благонадежность продавца практически невозможно.

В любом случае даже с обходными решениями Apple начинает проигрывать аналогам, у которых таких проблем нет и все оплачивается по одному клику. Например, на любой телефон с Android можно установить маркетплейс приложений RuStore — там можно оформлять и продлевать подписки на приложения, не заходя на сторонние сайты. На IPhone этот маркетплейс поставить нельзя.

Техника будет дорожать, спрос — падать, риски — расти

Рост цен на технику Apple ожидается во всем мире. Прямо сейчас поставщики компании переносят производство из Китая во Вьетнам и Индию. Затраты на переезд и издержки из-за нарушенной логистики приведут к существенному подорожанию гаджетов, в первую очередь новинок, которые уже частично производятся на новых заводах. Эксперты ожидают повышение цен в Америке на 10-20%, в России — на 40-45%. Наценка в серой зоне будет чуть меньше — 30-35%.

Скорее всего, цены на новый iPhone будут начинаться от 108 000 и доходить до 200 000 рублей. Это расценки официальных магазинов — стоит понимать, что мы не потеряли представительства Apple и до сих пор можем купить телефон в Re:Store.

Последствий роста цен будет сразу несколько. Во-первых, люди будут отказываться от более функциональных и дорогих моделей в пользу бюджетных версий, например iPhone mini. Во-вторых, пользователи будут обращаться к полулегальным продавцам, которые предложат скидку в 20 000-30 000 рублей. А тут уже возрастают риски купить поддельный или подпольно восстановленный гаджет, неустойчивый к вредоносным программам и в целом менее удобный, чем новая и оригинальная модель. Такие телефоны, ноутбуки и планшеты быстро разряжаются, чаще ломаются и не чинятся по гарантии. 

 

Тем не менее вряд ли покупатели будут готовы сразу перейти с Apple на другие системы — за практически полтора десятилетия выросло целое «поколение Apple». Их лояльность к яблочным устройствам не зависит от новых неудобств, репутации бренда и роста цен.

Ждать ли безопасных российских аналогов

Несмотря на санкции, россияне продолжают активно покупать гаджеты на iOS. За первую половину этого года в России приобрели 1,2 млн смартфонов Apple. Это лишь немногим меньше, чем в тот же период в 2022 году, — тогда россияне купили 1,4 млн iPhone. А с появлением параллельного импорта множество предпринимателей решили заняться ввозом Apple в Россию. 

И все же, по нашим прогнозам, Apple все больше будет уступать свою долю рынка азиатским смартфонам. Сегодня устройствами Xiaomi в России пользуются 21%, Samsung — 14%, Honor — 11,3%, Realme — 11%. Причем 40% всех купленных устройств, по данным МТС, попадают в бюджетный сегмент и стоят меньше 18 000 рублей. Тоже не лучшая новость для Apple, чьи устройства стабильно стоят больше 100 000 рублей. 

Если говорить о российских устройствах и системах, то в «Киберпротекте» мы видим, что в корпоративном сегменте идет постепенный переход с иностранных ОС и другого ПО на отечественные решения. Спрос на зарубежные продукты и устройства снижает и тот факт, что все меньше нового отечественного софта совместимо с iOS-системами.

 

И все же массовый переход с Apple на другие аналоги, особенно в потребительском сегменте, может растянуться на долгое время, если только не будет жестких решений со стороны производителя или наших регуляторов — у бренда есть верные поклонники, готовые терпеть даже те неудобства и риски, о которых сказано выше.

Для создания полностью отечественного аналога нужно пройти еще большой путь, не стоит забывать и об азиатских конкурентах, решения которых готовы и уже занимают рынок. Необходимо решать проблемы с развитием собственной элементной базы — производством микропроцессоров, которые позволят российским телефонам быстро работать, запускать все привычные программы и обеспечивать быструю обработку данных. Нужно заложить время на тесты устройств, чтобы понять, что хорошо, что плохо, какие возникают неисправности. Необходимо пройти полный цикл производства, реализации и фидбэка от пользователей.

Несмотря на это, российская цифровая отрасль продолжает развиваться. На рынке уже появляются качественные решения, которые смогут заменить зарубежные операционные системы и вокруг которых может развиваться экосистема приложений. Они будут видоизменяться, дорабатываться, а заодно вытеснять привычные бренды. А пока мы продолжим наблюдать за увеличением доли в продажах преимущественно азиатских изделий.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+