К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Точка ноль: как вернуться в бизнес после потери образа будущего

Фото Ryoji Iwata / Unsplash
Фото Ryoji Iwata / Unsplash
В 2022 году Алиса Чумаченко — основательница компании Game Insight и бывшая участница рейтинга богатейших женщин России — столкнулась с крушением своих планов. Ее проект в сфере игровой индустрии был закрыт из-за санкций, так что пришлось начинать все сначала. В колонке для Forbes предпринимательница рассказывает о том, как у нее получилось в очередной раз «перезапустить» себя и найти новое дело

Однажды, лет семь назад, мой друг и партнер спросил меня: «Чего ты боишься больше всего в бизнесе?» Я задумалась и поняла, что больше всего я боюсь потерять образ будущего. Не деньги, не большой контракт, не сделку — это все рутина. Я боюсь потерять понимание, что мне делать дальше. Со мной такое один раз уже случалось — после того, как мои «старшие» партнеры выжали меня из бизнеса в 2014 году. Но оказалось, что потеря — это было еще не самое страшное. Самое страшное для меня — болезненный поиск.

Тогда, в 2014-м, придя в себя, я начала искать свой next big thing («следующий большой шаг»). Как у любого серийного предпринимателя, у меня неуспешных проектов намного больше, чем успешных. Так что вопрос «что делать дальше?» возникал очень часто.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Впрочем, кто-то вообще не задается таким вопросом и по инерции бежит что-то делать. У кого-то всегда есть несколько проектов, и он просто переключается на другие. А у меня всегда один, главный, важный, люблю жестко держать фокус. Поэтому начинается довольно системный процесс поиска дальнейшего пути. У меня это происходит так: сначала я выбираю индустрию или пограничные индустрии, которые мне интересны, и начинаю копать. Читаю тонны аналитики по рынку, разговариваю со множеством людей, смотрю видео с конференций, езжу на конференции и снова разговариваю. Мозг просто нужно загрузить большим количеством информации и дать ему ее обработать. Тогда я начинаю видеть окна возможностей — сначала неявно, как в тумане, а затем все четче и четче.

 

В этот раз получилось найти новый проект и новые смыслы не быстро — мне потребовалось полтора года, но, как кажется, получилось лучше всех предыдущих случаев.

Но обо всем по порядку.

 

Несостоявшееся партнерство

В 2021 году мы работали над GOSU — голосовым помощником для игроков. Среди технологий продукта была платформа для персонализации игр. Когда мы знаем, кто и когда играет, мы можем менять игру, делать уровни проще или сложнее, а геймплей — интереснее. Было сложно продать это игровым компаниям, и тогда я решила, что надо делать свою. Я придумала проект большой международной игровой компании и нашла для нее стратегического партнера в лице «Сбера» — в его экосистеме, в нише развлечений не доставало игрового блока. «Сбер» идею поддержал, и мы стали частью экосистемы с новым проектом SberGames. Фокусироваться мы собирались на России, но основную часть выручки планировали генерировать на международном рынке, как и большинство игровых компаний.

Мы с партнером конвертировали свои акции в акции новой компании, у меня появился образ будущего. Мне всегда хочется заниматься чем-то одним и долго. Этот образ будущего я рисовала для себя лет на 10, возможно, 15. Потрясающая команда, очень сильные люди вокруг, плечо стратегического инвестора и партнера, возможности на локальном рынке, за плечами двадцатилетний опыт. За полтора года мы собрали уникальную команду, создали шесть студий внутренней разработки, открыли направление полезных детских игр, подписали пять PC-проектов для локализации на российском рынке, игровой портал Games.ru был готов к запуску, как и первые мобильные игры.

Но в феврале 2022 года все изменилось, и «Сбер» попал под международные санкции. Сразу стало понятно, что международной части у этого бизнеса не будет, ситуация стала очень турбулентной, и «Сбер» принял решение свернуть проект. Сначала я пыталась спасти остатки SberGames, искала инвесторов, которые выкупят игры и студии. Потом поняла, что это бессмысленно. Со мной опять случилось самое страшное — потеря образа будущего.

 

Поиск и отчаяние

Что дальше? По привычке я аналитически проинспектировала собственную игровую индустрию, выбрала EduTech для изучения, осваивала эту вертикаль. Провела время в настоящем университете, разговаривала с преподавателями и студентами, изучала онлайн-рынок, изучала все от детского образования до бизнес-образования, школы, вузы, частные истории, инфобинес. Изучала все, что между: геймификацию, AR/VR, AI. Даже мультивселенные! Появилось видение, но не появилось проекта.

Прошел год. Я в том же состоянии отчаяния запустила несколько собственных стартапов и проинвестировала в несколько как бизнес-ангел. Чувства удовлетворения не было, ясности никакой. Ничего не получалось.

И тогда я решила, что нужно копать не снаружи, а внутри себя. Какие у меня сильные и какие слабые стороны? Чего я хочу на самом деле дальше?

Всю жизнь я точно знала, что могу создавать проекты, продукты, компании и сообщества с нуля. Потребовалось полгода разговоров с самой собой и помощь других, чтобы понять, что моя миссия изменилась. Я выросла, стала старше, увереннее, я могу делать что угодно. Сложнее всего было ответить на вопрос, что я хочу делать. Идти не от «могу», а от «хочу».

Сломать систему

В какой-то момент я поняла, что теперь хочу не создавать, а отдавать и помогать. И как только я это поняла, весь пазл сложился сам собой. Так появился мой менторский проект. Я пока еще не до конца понимаю, каким он будет. Некоторое время поработаю в режиме исследователя, изучу, что же такое менторство и наставничество. Главное — образ будущего сложился, стало понятно, куда идти.

 

Пока мой план такой: строить менторскую платформу сначала от себя, затем от других специалистов. С помощью компаний, которые веду как ментор, я смогу создавать еще больше проектов, продуктов, компаний и денег. Ну и, конечно, продолжаю мечтать про «единорога» и миллиард, только теперь я хочу быть в роли ментора, а не основателя такой компании.

В России менторство — пока что-то новое, неизвестное. Но на других рынках это понятный инструмент, позволяющий использовать для развития бизнеса более опытных в соответствующей индустрии наставников и экспертов.

Итак, зачем нужен ментор:

  • снижение риска ошибок. Основываясь на своем опыте, ментор может помочь избежать типичных ошибок в построении бизнеса, сэкономить время и деньги;
  • сеть контактов. Расширение полезных для бизнеса и привлечения инвестиций связей;
  • мотивация и психологическая поддержка. Регулярные встречи и поддержка ментора могут мотивировать команду и фаундеров работать усерднее и стремиться к большему;
  • решение проблем. Ментор может поделиться опытом ради решения сложных рабочих задач;
  • персональный рост. Менторство может помочь развитию личных качеств основателя бизнеса, таких как лидерство, коммуникация, управление и умение решать сложные задачи в условиях стресса;
  • объективный взгляд. Ментор способен послужить «зеркалом», предоставляя объективную обратную связь и помогая команде видеть слепые пятна своего бизнеса;
  • принятие решений. Опытный ментор поможет в вопросах анализа и выбора оптимальных стратегий;
  • валидация идей. Отзывы и критика со стороны ментора могут помочь в валидации и тестировании бизнес-идей.

В целом ментор может стать для фаундера ключевым ресурсом знаний, поддержки и помощи, которые могут в значительной мере приблизить успех и обеспечить устойчивость компании на рынке.

 

В итоге в этот раз у меня получилось найти образ будущего совсем по-другому. Не новый проект, а новые смыслы и новую себя. Первый раз со мной такое. Кажется, я сломала собственную систему! Очень полезно поискать внутри, а не снаружи.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+