К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Побороть страх, придать уверенность: как в России развиваются страховые технологии

Фото Crew / Unsplash
Фото Crew / Unsplash
Выручка мирового рынка страховых технологий, по данным Mordor Intelligence, превысит $10 млрд к 2025 году, а к 2030-му рынок InsurTech вырастет до $160 млрд, оценивает CB Insights. Многие эксперты ставят значимость оцифровки страхования в один ряд с развитием финтеха. Артур Коломиец, СЕО и сооснователь технологической компании Inssmart, предоставляющей экосистему для работы агентов на рынке страхования, рассуждает об основных перспективах и направлениях развития российского InsurTech

Оцифровка отрасли

Страховая отрасль отличается консервативностью с точки зрения поведения потребителя. Для россиян приобретение страхового полиса — это скорее вынужденная мера, нежели реальная потребность. Согласно опросу ВЦИОМ (2021 год), всего 11% респондентов имеют полис страхования жизни, 12% являются обладателями полиса ДМС, а 30% опрошенных заявили, что не пользуются и не планируют пользоваться страховыми услугами, потому что плохо в этом разбираются, не считают нужным или не доверяют страховым компаниям. Только 9% считают добровольное страхование необходимым и важным.

В течение одного года, с 2020-го по 2021-й, пандемия, конкуренция и появление эффективных технологических решений ускорили диджитализацию отрасли. Сегодня цифровые сервисы страховых компаний активно развиваются, чтобы изменить потребительские установки и сделать услуги доступными, а операции — прозрачными, и во многом это происходит благодаря цифровизации и автоматизации. Внедрение insurе-технологий на основе искусственного интеллекта, машинного обучения и автоматизированных чат-ботов трансформирует отношения «клиент — страховщик».

Традиционные продукты (ОСАГО, КАСКО, ДМС, страхование имущества, ипотечное страхование и др.) стало возможным оформить онлайн. Значительно сократилось время на обработку документов в офисе: если раньше специалист тратил время на внесение данных клиента в программу, то благодаря системе компьютерного зрения оцифровка документа теперь занимает несколько секунд.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Big Data, искусственный интеллект и машинное обучение. Использование больших объемов данных уже несколько лет позволяет в автоматическом режиме определять страховые риски и снижать их, а также формировать стоимость полисов ОСАГО и КАСКО.

Искусственный интеллект (ИИ) помогает оценить ущерб транспорту в случае аварии, спрогнозировать наступление страхового случая и быстро его урегулировать, рассчитать оптимальную стоимость полиса, персонализировать тарифный план, обеспечить круглосуточную техподдержку.

 

Так, страховщики с помощью искусственного интеллекта оценивают убытки по ОСАГО, чтобы рассчитать стоимость ремонта. Например, «АльфаСтрахованию» система Qapter’s Visual Intelligence помогает распознавать царапины, вмятины, разбитые стекла и другие повреждения всего за три минуты.

Специальные программы могут анализировать аэрофотоснимки местности, чтобы оценить риски природных бедствий (наводнений или лесных пожаров) и предупредить о возможных угрозах жизни и частной собственности.

Например, в США восемь из 10 пожаров случились за последние пять лет, а выплаты страховых компаний в пользу пострадавших оцениваются в десятки миллиардов долларов. Стартап Zesty.ai позволяет технологии на основе ИИ обрабатывать спутниковые изображения, разрешения на строительство и показатели местных метеостанций, чтобы предсказать вероятность природных катаклизмов и минимизировать риски наступления страховых случаев.

 

В России студенты Южного федерального университета в 2022 году разработали стартап — компактную метеостанцию для фермеров, которая сможет учитывать температуру воздуха и почвы, скорость ветра и уровень осадков на конкретном участке. Прототип метеостанции успешно прошел первый этап испытаний.

В будущем нейросети обрастут еще большими компетенциями. Например, в автостраховании она будет оценивать представленные клиентом документы о страховом случае и принимать решение о компенсации практически без участия человека, что позволит сократить сроки выплат с нескольких дней до нескольких часов. 

В медицинском страховании ИИ поможет учитывать наследственность, привычки и образ жизни человека, чтобы подбирать персонализированные продукты и выстраивать модели страховых тарифов.

Автоматизированные чат-боты. Цифровые помощники упрощают взаимодействие клиентов и страховщиков — помогают оформить документы, информируют о сумме возврата или условиях страховки.

В прошлом году количество чат-ботов в страховых выросло более чем на 80%, при этом их использовали 15% организаций, по данным сервиса Naumen. Лидерами по качеству обслуживания в цифровых каналах (в мессенджерах и социальных сетях) среди страховых компаний в 2022 году оказались «Ингосстрах» (финтех-платформа TalkBank для оформления полиса с помощью чат-бота в WhatsApp), «Капитал Life» и «Арсеналъ».

 

Новые модели

Развитие InsurTech способствует появлению новых моделей страхования.

Рay-as-you-go, или «страхование по подписке», — модель, которая активно внедряется на российском рынке. Так, можно оформить КАСКО сроком на один год либо с ежемесячным автопродлением договора (например, через «Тинькофф Страхование»).

Pay-as-you-drive, «плати за то, как ездишь», или «страхование по использованию», позволяет водителям значительно сэкономить на автостраховке. В основе Pay-as-you-drive — технология сбора статистики по управлению автомобилем специальными устройствами на основе ГЛОНАСС/GPS и встроенных датчиков. «АльфаСтрахование» использует данную модель с 2014 года, предоставляя водителям, соблюдающим требования аккуратного вождения, скидку на полис КАСКО «АльфаБизнес» до 35%, а в 2020 году в рамках акции «КАСКО кешбэк» компания выплатила аккуратным водителям более 300 000 рублей. Pay-as-you-drive предлагает своим клиентам и «Росгосстрах».

Временное страхование позволяет оформить страховой полис на определенный период времени, от одного дня до нескольких месяцев. В «Согласии», например, возможно временное страхование на период от одного до 365 дней. Подобные модели внедряются в пилотном режиме и в сфере здравоохранения, что в будущем позволит формировать спецтарифы для людей с разной активностью.

 

Продукты для самозанятых. По данным ФНС, к началу 2023 года количество самозанятых достигло 6,78 млн человек. Это больше 8% от всех работающих россиян. 

Страховых продуктов для тех, кто предпочитает офисную работу фрилансу, не так много. Нужны новые модели страхования, тарифы и решения по обслуживанию самозанятых. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие два года создание новых моделей страхования для сегмента самозанятых будет сильным трендом на российском и мировом рынках.

В настоящее время ведутся мировые разработки новых моделей страхования на основе блокчейн-технологий, которые позволят улучшить прозрачность и безопасность страховых операций. Также активно исследуются возможности использования интернета вещей (IoT) и датчиков для сбора данных о страховых рисках и предотвращения убытков.

Экосистемный подход

Для более чем 80% клиентов страховых компаний решающими факторами в вопросе о продлении страховки являются скорость и эффективность обработки претензий. От внедрения инноваций выигрывают и потребители, и страховщики, которые выделяются на фоне конкурентов. Онлайн-платформы, приложения для мобильных устройств, партнерства с финтех- и банковским сектором для создания экосистемы, дополняющей основные insure-продукты нестраховыми сервисами с учетом потребностей клиентов, — все это в будущем превратит традиционные страховые в современные технологичные компании.

 

Например, «Ингосстрах» создал собственную «Инго Экосистему» с программой «Ингосстрах Бонус». В 2016 году только у пяти из десяти крупнейших страховых компаний были собственные мобильные приложения. Так, «АльфаСтрахование» в 2017 году начала урегулирование страховых случаев по ОСАГО через мобильное приложение. Сегодня мобильные сервисы упрощают покупку страховых полисов: с помощью смартфона можно выбрать подходящий продукт, рассчитать премию, оплатить онлайн и получить полис в электронном виде. Сегодня популярные приложения есть у «Росгосстраха», «Ингосстраха» и других компаний.

Свежая кровь

Многие стартапы в InsurTech идут на сотрудничество с традиционными страховыми компаниями. Это позволяет комбинировать инновации с опытом крупных игроков на рынке. Традиционные страховщики могут предоставить стартапам доступ к своим клиентам и инфраструктуре и помочь получить необходимые лицензии и разрешения на работу в отрасли.

Некоторые компании выбирают другой путь развития и предлагают принципиально новые модели страхования, которые основаны на использовании технологий блокчейн и криптовалют. Например, стартапы Lemonade и Etherisc используют блокчейн-технологии для создания децентрализованных страховых продуктов, которые позволяют клиентам страховаться друг у друга без участия традиционных страховых компаний по принципу «общего котла».

Что дальше

Еще четыре-пять лет назад было рано говорить о развитии отечественного InsurTech в страховании. Не существовало полноценной индустрии, и цифровая трансформация началась практически с нуля. На Западе в последние несколько лет инвестиции привлекли проекты в области киберстрахования (Coalition, $250 млн), страхования малого и среднего бизнеса (Next Insurance, более $800 млн), здравоохранения (Collective health, $280 млн) и др. Но в России InsurTech-стартапов меньше, чем в Европе, США или Китае. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в страховые проекты, опасаясь, что вложения могут не окупиться. В итоге крупнейшие страховые компании занимаются собственными разработками.

 

Однако создание экосистем, внедрение решений на основе интернета вещей, больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, а также новых моделей страхования — это не дань моде, а серьезные стратегические решения для выстраивания бизнеса, устойчивого к сбоям. Есть надежда, что инвесторы изменят мнение и insure-стартапы привлекут большое количество венчурных инвестиций.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+