Человек и время: почему более сложные системы всегда выигрывают у простых
Потом, повзрослев, оцениваем эффективность родительских советов и жизненных стратегий, но мозаика образов и эмоций, полученных в детстве, остается с нами навсегда. Обычный человек очень редко выглядывает за пределы этой человекомерной истории.
Пионер — всем ребятам пример! В СССР лучшее мороженое. Колбаса за 2,20. Икра заморская, баклажанная. Наши люди в булочную на такси не ездят. «Юпи» — просто добавь воды! И так далее.
Каждый из нас, будь он хоть инвестбанкиром или врачом, нефтетрейдером или учителем, состоит из множества таких поколенческих «истин» и наблюдений. Когда привычный мир рушится — а он на моей памяти рушился несколько раз, — у людей возникает самая разная реакция. Одни погружаются в ностальгию и апатию, отвергая любые изменения, другие продолжают жить, периодически делясь никому не нужным наблюдением, что лучше всего было брать мороженое за 7 копеек. Tретьи, как им кажется, вскрывают злокозненную природу изменений, которые обрушили их жизнь и обесценили поколенческий опыт. Они тщетно пытаются вернуть то, что уже никогда не вернется, потому что у «времени большой длительности» своя правда.
Более сложные системы всегда выигрывают у простых. Глобализация началась в 334 году до н. э., когда греческий царь Александр Македонский переправился в Малую Азию. С тех пор она иногда замедлялась, но больше не останавливалась. Национальные государства существуют всего-то 300–400 лет — мгновение по сравнению с историей цивилизации в 5000 лет. «Человек — мера всех вещей», — сказал греческий философ Протогар еще в V веке до н. э. И те системы, в которых человеческая индивидуальность получила наибольшую свободу, достигли максимального прогресса. «Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки», — заметил Гёте. Бежавшие от фашизма выдающиеся немецкие писатели и физики, в частности создавшие ядерную бомбу, с этим вполне согласны. «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос», — писал апостол Павел к Колоссянам где-то в середине I века н. э. И об этом стоит помнить, что бы и где бы вам ни говорили.