У Индии, кроме чая, цветных камней и специй, есть один ресурс, который в очень большом дефиците в России и за которым российским предпринимателям вполне по силам отправиться в эту страну.
«Что делать?» Чернышевского и «Кто виноват?» Герцена — всеми дружно нелюбимые произведения из советской школьной программы. Особенно я не люблю вопрос «кто виноват?» Кто виноват, что план по продажам не выполнен? «Это вы, маркетологи никчемные, привели к нам нищебродов, которые ничего не покупают», — кричит директор по продажам. «Нет, — отбивается директор по маркетингу, — мы вам привели людей из списка Forbes, а вы им продать не смогли, бездари!» Профессиональные вы мои, пока вы будете спорить, кто виноват, вы провалите продажи следующего месяца. Давайте лучше перейдем к вопросу «что делать?»
Неважно, кто виноват в том, что российский бизнес забыл Индию на 30 лет. Оттого что мы это установим, ни мы, ни индийцы не попадем в заветный список Forbes. Что вообще русскому бизнесмену делать за границей? Увы, слабая у нас на этот счет фантазия. Начинали мы с того, что покупали самую дорогую недвижимость, делали там самый дорогой ремонт, а потом вся эта роскошь стояла в девственной неприкосновенности или использовалась месяц в году, а остальное время представляла собой черную дыру, в которой исчезали налоги, счета за коммунальные услуги и зарплаты охранников. Бросайте в меня тухлыми помидорами, но нет у меня чувства глубокого сострадания к тем, у кого опечатали виллы. Все равно они пустые стояли. Слава богу, в Индии недвижимость иностранцам не продают, есть, конечно, варианты через фонды или другие структуры, но над этим надо попотеть.
Вторая очевидная идея — давайте в Индию что-нибудь продадим. Индийцы многое, конечно, купят, но заплатят вам рупиями, на которые мало что купишь — плохо у них с производством. Хорошие заводы и фабрики принадлежат западным брендам, которые нас забанили, и управляются ими.
А давайте подумаем, что мы можем все-таки купить, кроме чая, самоцветов и пряностей. Чего нам, российским предпринимателям, не хватает? Мне, например, больше всего не хватает рабочих рук. И не мне одному. Россия живет в условиях жесточайшей депопуляции. Мы теряем население, сотни тысяч человек в год. Ситуация будет становиться только хуже. В России 20 млн моих сверстников, граждан в возрасте от 55 до 64 лет. Мы постепенно умираем или выходим на пенсию. По законам демографии нас должны плавно заменить те, кому сейчас от 15 до 24 лет. А их 14 млн. Где взять 6 млн рабочих, инженеров, менеджеров, вы знаете? Я нет.
И кстати, приведенные мною данные отражают ситуацию на начало 2022 года. Уехавшие в Ереван и Тбилиси хипстеры здесь не учтены.
Мы зациклены на идее производить все в России. «Почему мы не производим собственной мебельной фурнитуры?» — пытал меня во время одного интервью грозный Игорь Виттель (журналист. — Forbes). А кто производить будет?
Я бы больше производил мебели, но кто ее будет делать? Как докладывал на днях наш HR, в родной Костроме, где расположен наш основной завод, на одного рабочего приходится три вакансии. Наша власть любит хвастаться отсутствием безработицы в России, но меня этот факт не радует. Без резерва рабочей силы не может быть нормального экономического роста.
«Ты что, предлагаешь везти в Россию индийцев?» — спросите вы, покручивая пальцем у виска. Нет, у меня, конечно, много дурных идей, но не настолько. Массовый завоз рабочей силы — рискованный путь.
Да они и не поедут. Холодно у нас.
Мы сейчас решаем свои проблемы, размещая заказы на китайских фабриках. Но западные компании, производства которых расположены в Китае, уже начинают переезжать в Индию. Причина простая: в результате политики «одна семья — один ребенок», которую китайские власти проводили с конца 70-х до 2015 года, Китай столкнулся со стремительным старением населения. Медианный возраст в стране вырос до 38,4 года. Ситуация почти не лучше, чем в России, где медианный возраст — 39,6 года.
После снятия ограничений в 2015 году ситуация не улучшается. Именно поэтому производитель айфонов Foxconn новые фа- брики строит в Индии, где медианный возраст — 28,2 года.
Столкнувшись с удорожанием рабочей силы и стареющим населением, американцы и европейцы построили фабрики в Китае, научили китайцев производить качественные товары и внедрили лучшие производственные практики. Что мешает нам строить свои фабрики в дружественной Индии?
Тем более что относятся к нам там лучше, чем к западным странам. Мы — «другие белые». В колонизаторстве замечены не были, во всяком случае в Индии.
Да, это долгий и сложный процесс, но я считаю, что сегодняшнему российскому бизнесу он по силам. Мы строили свои производства на развалинах СССР, который запускал луноходы и перекрывал Енисей, но не мог произвести достаточно хороших кухонь, пылесосов, удобной и красивой одежды. Сегодня российские потребительские бренды ничуть не хуже западных, многие российские производства умеют работать качественно и эффективно. Мы постоянно недооцениваем экспертизу и таланты российского бизнеса. В последние полтора года я объехал достаточно новых мест, чтобы честно заявить, что наш опыт в создании и производстве качественного продукта, менеджменте и маркетинге обгоняет большинство азиатских стран лет на 20. А это товар более ценный, чем нефть, газ, алмазы и фанера.
Индия — это всерьез и надолго, надо готовиться к большим инвестициям, долгой и кропотливой работе. Это получается у западных компаний, почему не получится у нас? Где в нас сидит это чувство собственной неполноценности? Тем более там у нас есть громадная фора — пиетет индийцев перед советскими технологиями, уважение к советской инженерной мысли, их зависимость от российского сырьевого экспорта.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора