Христиане считают гордыню смертным грехом. Это не тщеславие, которое ищет суетной славы. И не эгоизм, который ставит личное выше общего. И то и другое, в сущности, заслуживает некоторого сочувствия. Жажда славы не что иное, как стремление к признанию. Тацит справедливо заметил, что пренебрежение славой есть пренебрежение добродетелями. В свою очередь, эгоизм — разумный выбор, учитывая быстротечность нашей жизни, которую не стоит приносить в жертву другим. Иное дело — гордыня. Это убеждение в том, что ты выше всех, даже Бога, а потому вправе отчебучить любую глупость и выдать ее за прозрение. Гордец ставит себя над всеми — таков буквальный перевод латинского слова superbia, восходящего к праиндоевропейской древности. Буддисты называют гордыню «ядом ума», мусульмане считают кибр (высокомерие) источником всех других грехов. Русское же слово «гордыня» восходит к общеславянскому корню, но, возможно, имеет и более древнюю историю. Латинское слово gurdus, например, значит «тупой», «глупый». Не факт, что оба слова на самом деле связаны, но гордыня, очевидно, продолжение глупости.
В этом году Петербургский форум выбрал своим девизом довольно спорное утверждение «Суверенное развитие — основа справедливого мира». И это в городе, который спроектирован швейцарцем Доменико Трезини, построен итальянцами Растрелли и Росси, десятками других иностранных архитекторов, художников, инженеров. Сама Российская империя, олицетворяемая Санкт-Петербургом, — пример глубокого, вдумчивого освоения интеллектуальных, административных, военных практик Запада. Ее основатель Петр Великий жил в Голландии и учился кораблестроению у тамошних мастеров, сам русский флаг он сконструировал из голландского. Уже в XVIII веке понимали, что будущее формируется в сотрудничестве между культурами и народами, а так называемое суверенное — это всего лишь капуста в бороде, лень, глупость и отсталость. Петербург — выдающийся памятник отнюдь не суверенности, а открытости.
Но кто же указ гордецам?! Гордыня не знает границ, иначе ее бы назвали как-то иначе. Все это уже было с нами. «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение», — заявлял один из главных сподвижников Николая I граф Бенкендорф во времена, когда страна первый раз попыталась замкнуться в себе. Впрочем, гордые унизятся, как сказано в Библии, которую тут мало читают, как и другую полезную литературу.