Атомная станция: как UX-эксперты изменили будущий российский электрокар
Нетривиальная задача
«Атом» — не просто электрокар, а новое понимание опыта владения автомобилем вне зависимости от того, будет ли это двухместная вариация или пятиместная семейная модель. Это и необычные двери, аскетичная передняя панель управления и руль в форме штурвала. Знакомое место водителя и элементы управления кардинально переработаны с учетом так называемого инфотейнмента (с англ. information и entertainment — «информация и развлечения»). Плюс проекция с необходимой информацией на лобовом стекле.
Совместно с экспертами UXSSR команде «Атома» предстояло в сжатые сроки оценить реакцию потенциальной аудитории на разработанный дизайн интерфейса управления, внести необходимые корректировки и отдать в производство вариацию электрокара, которая будет включать все важные детали.
UX в автопроме — отдельная вселенная. В контексте автомобиля UX — это исследования поведения с учетом человеческого фактора и эргономики, которые непосредственно влияют на процесс производства автомобиля на разных этапах — от низкодетализированного до функционального прототипа. UX-дизайн электрокара позволяет учесть все факторы проектирования, начиная с того, где будет располагаться датчик переключения света, и заканчивая безопасным размещением человека на пассажирском сидении.
На чьей службе «Атом»
Эксперты должны были определить, для кого создается продукт. По сути, увидеть самого человека за рулем и возникающие в процессе использования электрокара проблемы. И на основе этих знаний совместно спроектировать решения, которые помогают преодолевать сложности и делают опыт взаимодействия человека и электрокара комфортным.
Чтобы изучить потенциальную аудиторию покупателей электромобилей, команда «Атома» и UXSSR разработала специальную методологию и провела наблюдения за людьми в процессе вождения в течение дня по городу и вне города, завершив этап проведением глубинных интервью с водителями. Оказалось, что потенциальная аудитория делится на несколько больших групп водителей, которые отличаются по целому ряду признаков: отношение к использованию электрокара, манера езды, привычки, связанные с обслуживанием авто, взаимодействие с пассажирами.
Владельцы электрокаров, например, попали в категорию водителей-«техногиков». Для них электрокар — гаджет, они в этом разбираются и с удовольствием пользуются всеми инновационными фишками: настраивают специальные программы по безопасности, внешние камеры, режимы прогрева, в общем, цифровизируют свой опыт максимально. Исследование показало, что преимуществом для таких водителей стала возможность купить машину один раз и периодически лишь обновлять программное обеспечение — это и удобно, и является хорошей инвестицией.
Стереотипы и барьеры
На разных стадиях принятия решения о покупке электромобиля эксперты определили и самые распространенные страхи, и стереотипы водителей. Первый страх — «не смогу далеко уехать» — связан с емкостью батареи. Такие водители живут в режиме «я знаю, где есть зарядка по дороге». Страх также связан со слабым развитием зарядной инфраструктуры за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому производители включили умные рекомендации по оптимизации расхода заряда, а также интерфейсные подсказки при планировании поездки.
Специфика зимней погоды в России влияет на расход батареи электрокара: в зимнее время емкость батареи снижается в два раза. Говорят: «Завел электрокар — заведи теплый гараж». Вот и второй страх: водители боятся, что придется выбирать — или поддерживать комфортный тепловой режим внутри электрокара, или продолжать движение на авто.
Интересным фактом стало то, что многие пользователи электрокаров беспокоятся, насколько производство действительно экологично. Несмотря на позиционирование электротранспорта как экологичного, люди понимают, что создание таких авто имеет высокий углеродный след, и беспокоятся об утилизации аккумуляторов. Для производителя важно сделать прозрачным полный цикл создания и утилизации электрокара и его компонентов, а водителей электрокаров всячески поощрять за экологичную езду.
Как показало исследование, проблема обслуживания электрокара может стать одним из барьеров для водителей при покупке. Отличным решением для производителя станет создание партнерской сети и сообщества. Диджитализация в этом случае только поможет. Уже сегодня аккаунт и приложение для электрокара — не просто развлечение, это управление автомобилем: ключ, диагностика и единое окно доступа к интерфейсу и комьюнити.
Проба «Атома» на вкус
Именно этот этап исследований — тестирование на симуляторе и прототипе «Атома» — показал живые эмоции и истинное отношение водителей к ключевым фишкам автомобиля (первым побывать за штурвалом будущего электрокара? Неплохо!).
Впрочем, экспертов интересовала не только непосредственная реакция респондентов, но и контекст принятия решения во время взаимодействия с автомобилем и другие объективные показатели, например не отвлекается ли человек слишком надолго от дороги. Время реакции водителей на разные дорожные события четко фиксировалось: каждый участник тест-драйва надевал на себя датчики, при помощи которых изучались ответные реакции.
UX-тесты с применением айтрекинга (технология отслеживания движения глаз) предоставили экспертам независимые данные, как именно люди будут пользоваться машиной, насколько удобно и интуитивно расположены детали управления или какие трудности могут возникнуть при использовании планшета на руле или проекционного дисплея.
Наши наблюдения показали, что некоторые кнопки искать в диджитал-интерфейсе неудобно, поэтому конструкторы реализовали их в сочетании физической и сенсорной кнопки на руле.
При выяснении отношения водителей электрокара к интерфейсу HMI (Human-Machine Intelligence, человеко-машинный интерфейс) выяснялось, что, когда человек тянется к планшету, расположенному сбоку, теряется время и внимание, поэтому было решено перенести интерфейс прямо на штурвал. Также задачей команды было выявить наиболее эргономичные опции руля. В частности, при сохранении концепции штурвала эксперты рекомендовали увеличить пространство для нижнего хвата руля, закруглить штурвал сверху для верхнего хвата, что и было сделано. HMI для пользователя становится все более персонализированным, а бесшовный перенос контента из телефона в машину — желаемым стандартом в электрокарах. Поэтому в прототип добавили функции памяти настроек под каждого водителя и автоматическую настройку необходимых для вождения характеристик.
Результаты исследования инновационного водительского интерфейса легли в основу программы конструктивных доработок, часть которых уже реализовали инженеры проекта. Эксперты UXSSR привнесли в проект накопленный ранее опыт работы с десятком автобрендов, инсайты рынка электротранспорта и международную экспертизу, а команда «Атома» продемонстрировала готовность к быстрым изменениям и глубокую вовлеченность в изучение пользовательского опыта. По итогам проекта клиентоцентричный подход стал определяющим при решении всех производственных и бизнес-задач.
Мнение редакции может не совпадает с точкой зрения автора